Пандемия коронавирусной инфекции стала катализатором внедрения в процесс очного и заочного обучения дистанционных образовательных технологий и методов электронного обучения. Большое распространение в высших учебных заведениях получило применение электронных учебных курсов. В статье проведен обзор научных исследований методических особенностей разработки, внедрения и использования электронных учебных курсов при обучении иностранным языкам (а также родному языку в качестве иностранного). Сделан вывод о том, что в большинстве случаев в качестве технической оболочки электронных учебных курсов иностранного языка используется электронная информационная образовательная среда Moodle. Авторы выявили наиболее часто используемые типы вопросов для создания практических заданий с автоматической проверкой. Методическим требованием является построение последовательности заданий от репродуктивных к творческим, от заданий на развитие чтения и аудирование к заданиям на освоение продуктивных видов речевой деятельности (говорению и письму). Выявлено, что электронный учебный курс для обеспечения принципов наглядности и интерактивности должен обязательно содержать мультимедийные материалы, набор гиперссылок различных типов. Гипертекст как основной вид учебного материала в электронных курсах иностранного языка должен ориентировать обучающихся на моделирование практических ситуаций профессиональной деятельности. Авторы формулируют важные методические условия эффективного применения электронных учебных курсов, а именно: обеспечение обучающихся техническими инструкциями и подробными методическими рекомендациями, необходимость комбинированной проверки и оценивания всех видов учебной деятельности (автоматического и ручного). Сделан вывод о том, что электронные учебные курсы могут являться эффективным средством организации самостоятельной работы обучающихся иностранным языкам.
иностранный язык, английский язык, электронный учебный курс, электронное учебное пособие, электронная информационная образовательная среда, Moodle, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение
1. Адясова Л. Е. Обзор возможностей электронной платформы Moodle в практике создания современного учебного курса по русскому языку как иностранному // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2020. № 6. C. 125-128
2. Болдова Т. А Обучение студентов старших курсов иностранному языку на основе использования электронных гипертекстов (немецкий язык, языковой вуз) : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2014. 54 с
3. Вишнякова Е. А., Дроздова Т. В. Особенности создания электронных курсов по иностранному языку для студентов вузов в условиях внедрения ФГОС 3++ // Университет XXI века: научное измерение : материалы науч. конф. науч.-пед. работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула : Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2019. С. 395-397
4. Глотова А. В., Зубкова М. А. Педагогическое проектирование электронного курса по иностранному языку в СДО Moodle: организация самостоятельной работы студентов // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2021. № 13. С. 119-125
5. Горшенева И. А., Шестерикова Е. П. Роль дистанционного образования на современном этапе развития высшей школы Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2020. № 5. С. 256-259
6. Гриднева С. В., Авсянкина А. В. Дидактические условия применения электронного учебного курса при коммуникативно-ориентированном обучении иностранным языкам // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1(80). С. 115-119
7. Крылова А. С., Лаптева Е. Ю. Проблемы создания и использования электронных курсов в обучении иностранному языку в техническом университете // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Проблемы высшего образования. 2019. № 2. С. 45-48
8. Кунтурова Н. Б., Прокофьева А. Л. Анализ результатов педагогического эксперимента по углубленному изучению иностранного языка при помощи электронных учебных курсов // Труды военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. 2017. № 658. С. 233-238
9. Лопатин Е. А., Шкабин Г. С. Методические особенности применения электронной образовательной среды Moodle // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Информатика и информатизация образования. 2021. № 3(57). С. 46-54
10. Ляшенко М. С., Минеева О. А. Исследование эффективности ресурсов Moodle для организации самостоятельной работы студентов в контексте изучения иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2(31). С. 162-166
11. Миронцева С. С., Черницова Ю. П. Опыт разработки электронного курса по иностранному языку в электронной информационно-образовательной среде вуза // Управление в социальных и экономических системах. 2021. № 30. С. 56-57
12. Морозова Ю. В. Использование электронного обучающего курса Moodle для контроля качества знаний студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3(28). С. 96-99
13. Орехова Е. Ю. Особенности оценивания в электронном учебном курсе «Иностранный язык» в вузе // Перспективы науки. 2021. № 9(144). С. 146-149
14. Сулицкая Е. Е., Курбакова О. А., Демидова И. В. Разработка электронного курса по профессиональному иностранному языку для студентов специальности «Таможенное дело»: в поисках оптимального решения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. 2019. № 12. С. 97-102
15. Черенкова Б. В. Структурно-содержательные особенности электронного учебного пособия по практическому курсу русского языка как иностранного // Университет XXI века: научное измерение : материалы науч. конф. науч.-пед. работников, аспирантов и магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула : Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2018. С. 135-137