ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Расширение контактов и взаимодействия с иностранными государствами по вопросам обеспечения безопасности и стабильности повышает требования к профессиональной языковой подготовке военных специалистов, к их способности к профессиональной коммуникации на иностранном языке. Ориентация на международное сотрудничество обязывает военнослужащих постоянно совершенствовать свои знания, самостоятельно осваивать новую информацию, связанную с новыми видами вооружений и военной техники. Предполагается, что языковая подготовка военных специалистов будет эффективной, если она будет ориентирована на профессиональную коммуникацию. Цель исследования – выявить отношение будущих военных специалистов к профессиональной коммуникации в процессе языковой подготовки в военном вузе. Методы и материалы. Методологической ориентацией данного исследования выступает интегрированный подход к обучению иностранным языкам. В ходе исследования был проведен анкетный опрос курсантов 3-4 курсов Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища. Общее число респондентов составляет 64 человека, в возрасте 19-22 лет, юноши. Результаты исследования. На основе интегрированного подхода осуществляется включение военной терминологии в содержание занятий по иностранному языку, подчеркивается необходимость рассмотрения опыта участия российских военнослужащих в боевых операциях, в международных конфликтах и в миротворческих миссиях. Научная новизна. Доказано, что применение педагогических технологий активизации и интенсификации деятельности обучающихся способствует совершенствованию их подготовки к профессиональной коммуникации. Определено, что участие курсантов в проведении проектных технологий, ролевых игр и в анализе конкретных ситуаций, ориентированных на раскрытие их творческого потенциала и развитие стремления к познавательной активности, требует от них большей самостоятельности и самоорганизации. Заключение. В условиях эскалации международных конфликтов всё более актуальными становятся вопросы готовности военных специалистов к профессиональной коммуникации. Результаты исследования могут быть использованы для разработки индивидуальных траекторий обучения военных специалистов.

Ключевые слова:
профессиональная коммуникация, профессиональная языковая подготовка, военные специалисты, межличностная коммуникация, педагогические технологии активной деятельности
Список литературы

1. Абрамова И. Е. Наставничество и командное взаимодействие студентов-нелингвистов в иноязычной профессионально интегрированной среде [Текст] / И. Е Абрамова, Е. П. Шишмолина, О. О. Николаева // Перспективы науки и образования. — 2022. — № 5 (59). — С. 264-275. DOI: 10.32744/pse.2022.5.16

2. Костикова Л. П. Актуальные вопросы профессиональной языковой подготовки студентов неязыкового вуза: коллективная монография [Текст] / Под ред. Л. П. Костиковой и Л. Ф. Ельцовой. — М.: Перспектива, 2021. — 162 с.

3. Барышников Н. В. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений [Текст] / Н. В Барышников., В. Л. Бернштейн // Язык и культура. — 2018. — № 43. — С. 136-147.

4. Безукладников К. Э. Электронное обучение как способ оптимизации образовательного процесса по иностранному языку в военном вузе в контексте цифровой трансформации образования [Текст] / К. Э. Безукладников, О. В. Вахрушева // Язык и культура. — 2022. — № 58. —С. 128–149. DOI:10.17223/19996195/58/8

5. Воевода Е. В. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной коммуникации [Текст] / Е. В. Воевода // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 8. — С. 14-17.

6. Гончарова Л. М. Профессиональная коммуникация в ракурсе вопросов современной коммуникативистики: вызовы и задачи в условиях цифровизации и пандемии [Текст] / Л. М. Гончарова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2021. — № 3 (52). — С. 5-10.

7. Гончарова Л. М. Современная коммуникативистика: многоликость проблем и многоаспектность задач [Текст] / Л. М. Гончарова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2021. — № 5 (54). — С. 5-10. DOI: 10.12737/2587-9103-2021-10-5-5-10.

8. Гураль С. К. Теоретический контекст интегрированного предметно-языкового обучения в вузе [Текст] / С. К Гураль., Э. П. Комарова, С. А. Бакленева, А. С. Фетисов // Язык и культура. — 2020. — № 49. — С. 138-147. DOI: 10.17223/19996195/49/8

9. Дейкина А. Д. Обучение терминологической точности как качеству профессиональной коммуникации [Текст] / А. Д. Дейкина, Е. И. Цуканова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2021. — Т. 10. — № 4 (53). — С. 49-53. DOI: 10.12737/2587-9103-2021-10-4-49-53

10. Иванова Л. Б. Функционирование военных метафор в англоязычном медиатексте [Текст] / Л. Б. Иванова // Научный резерв. — 2022. — № 4 (20). — С. 72-80.

11. Моладикова А. А. Ролевая игра как средство решения военно-специальных задач на занятиях по иностранному языку [Текст] / А. А. Моладикова // Научный резерв. — 2020. — № 1 (9). — С. 76-81

12. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А. М. Новиков // М.: Издательский центр ИЭТ, — 2013. — 268 с.

13. Соколова В. А Интегративный подход в преподавании иностранного языка в профессиональной деятельности [Текст] / В. А Соколова, Ю. В. Титова // Высшее образование в России. — 2021. — № 10. — С. 78–86. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-78-86

14. Соловьева А. В. Лингвистическая подготовка военных переводчиков в условиях профессионально-личностной направленности образовательной среды вуза [Текст] / А. В. Соловьева // Научный резерв. — 2021. — № 4 (16). — С. 91-97.

15. Сысоев П. В. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России [Текст] / П. В. Сысоев // Язык и культура. — 2019. — № 48. — С. 349-371. DOI: 10.17223/19996195/48/22

16. Тимофеева Е. В. Военный перевод первого иностранного языка (немецкий язык): учебное пособие. Часть 1. [Электронный ресурс] / Е. В. Тимофеева, Б. А. Шевченко // Рязань: РВВДКУ, 2018.

17. Трегубчак А. В. Коллективное обучение как средство интенсификации учебного процесса [Текст] / А. В. Трегубчак // Научный резерв. — 2022. — № 3 (19). — С. 71-77.

18. Фомашина Н. В. Тематический анализ военной терминологии военно-политического дискурса [Текст] / Н. В. Фомашина // Научный резерв. — 2022. — № 2 (18). — С. 53-58.

19. Чернявская Е. С. Специфика терминологической системы воинских званий в русском и немецком языках [Текст] / Е. С. Чернявская, И. Ю. Кремер // Научный резерв. — 2022. — № 3 (19). —С. 64-70.

20. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

21. Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Войти или Создать
* Забыли пароль?