ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА КИТАЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДИСКУРС-АНАЛИЗА (В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы, связанные с современной коммуникативистикой. Особое внимание обращается на факторы, влияющие на создание того или иного образа (в частности, образа Китая) средствами языка. Учитывая влияние медийного текста на общественное мнение и формирование определённого видения образа страны, анализируются как лексические, грамматические, так и синтаксические языковые возможности. Основываясь на понимании сегодняшних особенностей коммуникации, связанных с расширением информационного поля за счёт повсеместного использования интернет-технологий, выделяются социальные сети в качестве инструмента формирования общественного мнения и «звучащего» отклика на наиболее значимые события не только в масштабах страны, но и в мировом масштабе. Таким событием, коснувшимся всех без исключения стран, явилась пандемия COVID-19. В контексте данной проблемы авторами предлагается провести анализ большого по объёму материала, собранного в российской социальной сети ВКонтакте (ВК). Обосновывается выбор ВК, связанный с большой популярностью среди китайских пользователей, узнаваемостью, широким распространением как единственной «опознаваемой» российской соцсети. Описывается метод дискурс-анализа и актуальность его применения для данного исследования. В работе представлен обзор трудов российских и зарубежных учёных, посвящённых изучению дискурса. На основе выявленных из дискурс-анализа закономерностей, предлагается классификация «оценочных» средств, основанная на семантическом и словообразовательном подходах. Делается вывод о динамике формирования положительного образа Китая в социально-коммуникативном контексте русскоязычного сообщества.

Ключевые слова:
современная коммуникативистика, дискурс, дискурс-анализ, оценочные средства, социальные сети, борьба с COVID-19, формирование образа Китая, социальные медиа
Список литературы

1. Анненкова И.А. Современная медиакартина мира: неориторическая модель (лингвофилософский аспект): автореф. дис. док. филол. наук. М., 2012. 60 с.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 2005. 576 с.

3. Багиян А.Ю., Нерсесян Г.Р. Прагма-коммуникативный анализ оценочности как основополагающего инструмента формирования интенционального межсубъектного диалога // Международный электронный научный журнал. 2018. № 3. 19 с.

4. Белоусова Д.В. Языковые средства как инструмент манипуляции общественным сознанием в коммуникации СМИ и аудитории // Гуманитарные технологии в современном мире: сборник статей X Международной научно-практической конференции (19-22 мая 2022 года). – Калининград: Полиграфычъ, 2022. С. 369-371.

5. Гончарова Л.М. Коммуникативистика в водовороте новых открытий // Современная коммуникативистика. 2022. № 2 (57). С. 5-9.

6. Грачёв М.А., Ионова С.В. Новые формулы политического языка для выражения оценки // Русский язык за рубежом. 2019. № 4. С.19-25.

7. Грейдина Н.Л. Медийная агрессия в контексте политической коммуникации (на материале британских и американских СМИ) // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. № 2 (57). С. 102- 106.

8. Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. 2-е изд. Харьков: Гуманитарный центр, 2008.

9. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. Пер.с фр.и португ. / Общ. ред. и вступ. ст. П. Серио; предисл. Ю.С. Степанова. И.: ОАО ИГ «Прогресс», 2002. 416 с.

10. Корпусная лингвистика. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0) (дата обращения 20.11.22)

11. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой массмедиа. М.: 1994. 247 с.

12. Костомаров В.Г. Язык текущего момента: понятие правильности. СПб.: Златоуст, 2014. 220 с.

13. Ли Лисинь. Дискурс-анализ освещения образа женщин в Китае в газете "Вашингтон пост" // Филологический академический журнал. 2019. № 6. С. 109-116.

14. Лю Цянь. Обучение китайских студентов русскому языку вне языковой среды на материалах о коронавирусе [уровень В1] // Русский язык за рубежом. 2022. № 3. С.107-114.

15. Миньяр-Белоручева А.П., Сергиенко П.П. Мультимодальный подход к рассмотрению лингвистических средств выражения PR-кампаний, направленных на борьбу с пандемией в цифровую эпоху // Современная коммуникативистика. 2022. № 2 (57). С.107-114.

16. Мухаев Р.Т., Лаамарти Ю.А. Интернет-коммуникации как инструмент формирования политической культуры российской молодёжи: эмпирический анализ // Современная коммуникативистика. 2022. № 2 (57). С.89-101.

17. Олешкова А.М. Критический дискурс-анализ в традиции Н. Фэркло: социально-философский аспект // Международный научно-исследовательский журнал ▪ № 6 (96) ▪ Часть 4 ▪ Июнь 15. С. 15–18. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskiy-diskurs-analiz-v-traditsii-n-ferklo-sotsialno-filosofskiy-aspekt (дата обращения 8.11.22).

18. Паршин П. Б. Речевое воздействие // Виртуальная энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/ enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RECHEVOE_ VOZDESTVIE.html?page=0,2 (дата обращения: 10.11.2022).

19. Социальные медиа. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0 (дата обращения: 12.11.2022).

20. Социальные сети в России: цифры и тренды. Осень 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2022/ (дата обращения 20.11.22).

21. Хуан Чан. Предвзятое мнение американских лидирующих медиа об имидже Китая (на примере сообщений, связанных с Китаем, во время эпидемии Covid-19) // Иностранная филология. 2021. № 4. С. 85-96.

22. Цзоу Тяньци. Динамика образа Китая в современных медиа // Гуманитарные технологии в современном мире: сборник статей X Международной научно-практической конференции (19-22 мая 2022 года). – Калининград: Полиграфычъ, 2022. С.103-106.

23. Цюй Вэньи, [Р.] И. Голимбицкий. Пандемия коронавируса нового типа с точки зрения России: роль Китая, конкуренция между США и Китаем, а также выбор России // Российские исследования в Восточной Европе и Центральной Азии. 2020. № 4. С. 56-80.

24. Чжан Чуньбо. Кодирование и декодирование имиджа Китая в видеороликах и личных публикациях на YouTube // Вестник Столичного педагогического университета. 2014. № 3. С. 70-77.

25. Что такое социальные медиа? [Электронный ресурс]. URL: https://smmplanner.com/blog/chto-takoie-sotsialnyie-miedia-kakoie-miesto-v-nikh-zanimaiut-sotssieti-razbiraiemsia/ (дата обращения 15.11.22)

26. Fairclough, N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. London: Routledge, 2010.

27. Fairclough N. The Dialectics of Discourse [Electronic resource]. URL: https://www.sfu.ca/cmns/courses/2012/801/1- Readings/Fairclough%20Dialectics%20of%20Discourse%20Analysis.pdf (accessed:15.04.2020).

28. Fowler, R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press[M]. Abingdon & New York: Routledge, 2013.

29. Jonathan Obar, Steven Wildman Social Media Definition and the Governance Challenge - An Introduction to the Special Issue . – Rochester, NY: Social Science Research Network, 2015-07-22 - № ID 2663153.

30. Solis D. The definition of social media. URL: http://www.webpronews.com/blogtalk/2007/06/29/the -definition-of-social-media Цитируется по Википедии. Социальные медиа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0 (дата обращения: 20.11.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?