Цель: Рассмотрены этапы становления в университете нового направления «Цифровая кафедра», что позволяет в том числе по-новому сформулировать термин «цифровизация». Методы: Изучено зарождение термина «цифровизация» в университете. Показана эволюция понятий «автоматизация», «информатизация», «цифровизация», которые предопределяют плавный переход к новому направлению в вузах — «цифровая кафедра» и, как следствие, «цифровой вуз». Результаты: Сформулирована модель «цифрового вуза», состоящая из таких важнейших компонентов, как «инфраструктура», «программные платформы», «информационные системы», «корпоративное хранилище данных» и «цифровые сервисы». Продемонстрированы возможности «цифровой кафедры» в университете в части реализации образовательной программы «Цифровые технологии на железнодорожном транспорте» и таких значимых направлений, как интернет вещей, большие данные, системы виртуальной и дополненной реальности, искусственный интеллект, «цифровой двойник», системы распределенного реестра (основные тренды последних лет в области цифровой экономики). Практическая значимость: Показаны возможности «цифровой кафедры» с точки зрения единого подхода к масштабному обучению цифровым компетенциям обучающихся практически всех не ИТ-специальностей и направлений подготовки. Изложен опыт внешнего контроля — от создания до обучения — Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ посредством Университета Иннополис. Авторы статьи пытаются ответить на актуальные в данной сфере вопросы: каким образом современные цифровые сервисы непосредственно влияют на особенности обучения в профессиональном образовании? какова модель управления «цифровым вузом»? из каких компонентов он состоит?
Цифровизация, цифровая трансформация вуза, цифровая кафедра, цифровые компетенции
1. Пирогланов Ш. Ш. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий / Ш. Ш. Пирогланов, В. П. Скляров, И. С. Анцупов // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 74-2. — С. 180–182.
2. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования».
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 г. № 2129-p.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. № 357 «Изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729».
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
9. Коротовских А. Е. Влияние типа стратегии цифровой трансформации на эффективность программы цифровой трансформации / А. Е. Коротовских // Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности: сборник научных статей Международной научной конференции, Волгоград, 2022. — М.: Конверт.
10. Новикова О. Г., Андреев В. А. Создание прототипа интегрированной среды хранилища больших данных для образовательных порталов вузов / О. Г. Новикова, В. А. Андреев // Математические методы в технике и технологиях. — ММТТ, 2019. — Т. 12-1. — С. 69–72.
11. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 года № 730 «О Совете по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030”».
12. Арстангалеева Г. Ф. Оценка сформированности цифровых компетенций педагогических работников / Г. Ф. Арстангалеева, М. Н. Тезина, С. М. Слободчикова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2022. — Т 1. — № 3(84). — С. 140–155.
13. Участники программы «Приоритет-2030» запускают новый масштабный проект «Цифровые кафедры» // Ректор вуза. — 2022. — № 5. — С. 46–47.
14. 115 университетов с сентября открывают набор студентов на «цифровые кафедры» // Ректор вуза. — 2022. — № 8. — С. 58–59.
15. Куценко С. М. Цифровизация учебного процесса транспортного университета / С. М. Куценко, Е. В. Казакевич, О. П. Шаблюк // Техник транспорта: образование и практика. — 2022. — Т. 3. — № 1. — C. 57–62.