УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Цель: Изучение влияния иммерсивных технологий на современное образование; анализ виртуальной, дополненной и смешанной реальностей. Методы: Сравнение традиционного образования и образования с использованием иммерсивных технологий и анализ литературы, посвященной предмету исследования. Результаты: Раскрывается значимость иммерсивных технологий в высшем образовании, позволяющих расширять возможности удаленного взаимодействия между людьми. Практическая значимость: Показана возможность использования иммерсивных технологий в образовательной среде с целью визуализации учебного материала.
Виртуальная реальность, дополненная реальность, смешанная реальность, современное образование, информационные технологии
1. Чайковский Д. С. Использование облачных технологий Google в системе дистанционного обучения вуза / Д. Чайковский // Право, наука, образование: традиции и перспективы: сб. ст. по матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Саратовской государственной юридической академии (в рамках VII Саратовских правовых чтений, Саратов, 29–30 сентября 2016 г.). — Саратов: ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016. — C. 186.
2. Воробьев Д. В. Виртуальная реальность как категория социальной философии, или что такое виртуальная реальность? / Д. В. Воробьев, А. А. Сироткина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — Серия: Социальные науки. — 2008. — № 4(12). — С. 89–94.
3. Immersive Teaching. Ricerca per l'innovazione della scuola italiana. — URL: http://www.indire.it/en/progetto/immersive-teaching (дата обращения: 01.10.2020).
4. Что такое иммерсивные технологии и как их использовать для развития 5G-сервисов. URL: https://www.it-world.ru/it-news/tech/170439.html (дата обращения: 15.10.2022).
5. Выборнова А. И. Иммерсивные технологии в телекоммуникациях: обзор и перспективы / А. И. Выборнова // Информационные технологии и телекоммуникации. — 2021. — Т. 9. — № 3. — С. 1–10. — DOI: 10.31854/2307–1303-2021-9-3-1–10.
6. Дополненная реальность. — URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/938/ (дата обращения: 16.10.2022).
7. Технология дополненной реальности AR. — URL: https://funreality.ru/technology/augmented_reality/ (дата обращения: 16.10.2022).
8. Дополненная реальность (AR): перспективы и будущее технологии. URL: https://www.kp.ru/expert/elektronika/dopolnennaya-realnost/ (дата обращения: 16.10.2022).
9. Черкасов К. В. Применение дополненной реальности в образовании / К. В. Черкасов, Н. С. Чистякова, В. В. Чернов // Проблемы педагогики. — 2017. — № 1(24). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-dopolnennoy-realnosti-v-obrazovanii (дата обращения: 16.10.2022).
10. Таран В. Н. Применение дополненной реальности в обучении / В. Н. Таран // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-dopolnennoy-realnosti-v-obuchenii (дата обращения: 16.10.2022).
11. Лукашин С. Куда нас погружают иммерсивные технологии / С. Лукашин // Хабр. Блог компании ВТБ, Финансы в IT, AR и VR. — URL: https://habr.com/ru/company/vtb/blog/463707/ (дата обращения: 16.10.2022).
12. Применение технологий виртуальной реальности для образования, медицины и психологии. — URL: https://mguu.ru/primenenie-tehnologij-virtualnoj-realnosti-dlya-obrazovaniya-meditsiny-i-psihologii-2/ (дата обращения: 16.10.2022).
13. Виртуальное образование. — URL: https://hdr360.ru/o-kompanii/virtualnoe-obrazovanie/ (дата обращения: 16.10.2022).
14. Виртуальная реальность в обучении. — URL: https://webinar.ru/blog/virtualnaya-realnost-v-obuchenii (дата обращения: 16.10.2022).
15. Виртуальная реальность в образовании. — URL: https://hsbi.hse.ru/articles/virtualnaya-realnost-v-obrazovanii/ (дата обращения: 16.10.2022).
16. Уваров А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. — 2018. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-virtualnoy-realnosti-v-obrazovanii (дата обращения: 20.10.2022).
17. Смешанная реальность. — URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/903/ (дата обращения: 20.10.2022).
18. How Mixed Reality Helps with Learning In K-12 Classroom. — URL: https://www.straive.com/blogs/mixed-reality-in-education-how-mixed-reality-helps-with-learning-in-K-12-classroom (дата обращения: 20.10.2022).
19. Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR) — что это? Возможные сферы применения виртуальной и дополненной реальности. Где применяются виртуальная и дополненная реальность. — URL: https://halzen.ru/more/virtualnaya-i-dopolnennaya-realnost-vr-i-ar-chto-eto-vozmozhnye-sfery.html (дата обращения: 20.10.2022).
20. Зайнуллина М. Р. Использование виртуальной, дополненной и смешанной реальности в образовании / М. Р. Зайнуллина, Я. А. Морозов // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. — 2020. — № 19. — С. 62–67.
21. Покровская О. Д. Логистические накопительно-распределительные центры как основа терминальной сети региона: монография / О. Д. Покровская. — Новосибирск, 2012. — 184 с.
22. Покровская О. Д. Состояние транспортно-логистической инфраструктуры для угольных перевозок в России / О. Д. Покровская // Инновационный транспорт. — 2015. — № 1(15). — С. 13–23.
23. Покровская О. Д. О терминологии объектов терминально-складской инфраструктуры / О. Д. Покровская // Мир транспорта. — 2018. — Т. 16. — № 1(74). — С. 152–163.
24. Покровская О. Д. Логистическая классность железнодорожных станций / О. Д. Покровская // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. — 2018. — № 2(38). — С. 68–76.
25. Покровская О. Д. Логистические транспортные системы России в условиях новых санкций / О. Д. Покровская // Бюллетень результатов научных исследований. — 2022. — № 1. — С. 80–94.
26. Мохонько В. П. Ситуационное управление перевозочным процессом / В. П. Мохонько, В. С. Исаков, П. В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. — 2004. — № 11. — С. 14.
27. Мохонько В. П. Проблемы создания ситуационно-аналитической системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте / В. П. Мохонько, В. С. Исаков, П. В. Куренков // Бюллетень транспортной информации. — 2004. — № 9. — С. 22.
28. Сафронова А. А. Формирование системы финансового менеджмента: теория, опыт, проблемы, перспективы: коллективная монография / А. А. Сафронова, Е. Н. Рудакова, П. В. Куренков и др. — М., 2018. — 228 с.
29. Куренков П. В. Финансово-экономическое решение проблемы пригородных перевозок / П. В. Куренков, С. П. Вакуленко // Экономика железных дорог. — 2012. — № 12. — С. 96.
30. Баритко А. Л. Организация и технология внешнеторговых перевозок / А. Л. Баритко, П. В. Куренков // Железнодорожный транспорт. — 1998. — № 8.
31. Покровская О. Д. «Сбитый прицел» клиентоориентированности / О. Д. Покровская // РЖД-Партнер. — 2016.
32. Pokrovskaya O. Formation of logistics facilities in transport corridors / O. Pokrovskaya, S. Orekhov, N. Kapustina et al. // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. — Ser.: VIII International Scientific Conference Transport of Siberia — 2020. — 2020. — P. 012032. — DOI: 10.1088/1757-899X/918/1/012032.
33. Покровская О. Д. Комплексная оценка транспортно-складских систем / О. Д. Покровская // Железнодорожный транспорт. — 2019. — № 7. — С. 26–32.
34. Покровская О. Д. Роботизация и автоматизация складской и транспортной логистики / О. Д. Покровская, Ю. А. Мороз // Техник транспорта: образование и практика. — 2022. — Т. 3. — № 2. — С. 170–175. — DOI: 10.46684/2687-1033.2022.2.170-175.
35. Покровская О. Д. Стенд для исследования динамики и прочности тележки грузового вагона / О. Д. Покровская // Техник транспорта: образование и практика. — 2021. — Т. 2. — № 3. — С. 327–338. — DOI: 10.46684/2687-1033.2021.3.327-338.
36. Шманев Т. М. «Умный вокзал» — система автоматизации вокзального комплекса / Т. М. Шманев, В. И. Ульяницкая, О. Д. Покровская // Техник транспорта: образование и практика. — 2022. — Т. 3. — № 3. — С. 305–311. — DOI: 10.46684/2687-1033.2022.3.305-311.