В статье к обсуждению предлагается тема готовности современной школы в целом и учителей в частности адекватно отвечать на запросы современных младших школьников. На основе данных исследования делаются выводы о разрыве между ожиданиями детей, приходящих в школу, и способностью педагогов ответить на их запросы. Выделяются ключевые особенности личностного и социального развития сегодняшнего младшего школьника, их влияние на отношение учеников к школе, семье. Рассматриваются различные взгляды на понимание современными младшими школьниками их места в мире, школе, семье. Вскрываются причины снижения учебной мотивации младших школьников и намечаются возможные пути преодоления связанных с этим трудностей.
особенности современного младшего школьника, учитель начальной школы, альтруизм, инфантилизм, склонность к агрессии, эмоциональный интеллект, современная образовательная среда.
Каждому педагогу известно положение советской педагогики о трех факторах, влияющих на развитие личности растущего человека: наследственность; социальная среда; воспитание. Всегда считалось, что главный из этих факторов — воспитание, то есть целенаправленный процесс воздействия на личность. Однако, как выяснилось, бывают такие периоды в жизни общества, когда социальная среда начинает доминировать и решающим образом определять процесс становления личности ребенка, его ценностные ориентации.
Конец XX в. и начало XXI в. показали, что семья и школьный коллектив потеряли свои позиции в воспитании. Они все больше заботятся об интеллекте ребенка, наполнении его головы различной информацией, обеспечивающей, как думают взрослые, успешное обучение в школе. Дефицит общения, фактическое отсутствие игры как актуальной деятельности не только дошкольника, «спящая» эмоциональная сфера — все это заставляет ребенка как-то компенсировать свои возрастные потребности. Социологи подтверждают, что сейчас для подростков важнейшим фактором жизни становится общение в малых группах, а взаимоотношения в семье или большом школьном коллективе уходят на второй план. Теряется авторитет учителей и формальных классных лидеров... И, конечно, общение в малых группах не всегда является нравственно ценным. Подобные процессы, к сожалению, происходят уже и в младшем школьном возрасте.
В связи с этим возникает желание разобраться, как сегодня меняются дети, как современная школа, семья, сверстники влияют на становление важнейших качеств личности, что нужно изменить в воспитательной среде, чтобы вернуть позиции организаций в воспитании подрастающего поколения.
1. Собкин В.С. Трансформирование целей и мотивации учебы школьников // СоцИс: Социологические исследования. 2006. No 8. С. 106–115.
2. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. No 4. C. 3–12.
3. Фельдштейн Д.И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. No 2. С. 28–32
4. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. 1971. No 10.
5. Boyd J., Barnett W.S., Bodrova E., Leong D.J., Gomby D. Promoting children’s social and emotional development through preschool education / National Institute for Early Education Research [2006]. — URL: http://www.nieer.org (дата обращения: 08.04.2015).