Россия
В статье предлагаются к обсуждению вопросы организации звукового пространства как существенной стороны развивающей среды современной начальной школы. Обосновывается важная роль музыки в учебно-познавательном процессе. Раскрываются особенности подготовки и повышения квалификации учителей в Курском государственном университете и Курском институте развития образования, позволяющие обеспечить компетентность педагогов при целесообразной организации звуковой среды обучения учащихся младших классов.
звуковое пространство, начальная школа, музыкальная деятельность, общее музыкальное образование, квалификация учителя.
Звуки школы — традиционный звонок, зовущий на урок, голоса детей и педагогов, отдельные аккорды, доносящиеся из кабинетов музыки или школьного зала, — все это создает непередаваемую атмосферу, качество которой оказывает безусловное влияние на развитие и становление подрастающего поколения.
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К СОЗДАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ АДЕКВАТНОГО ПРОСТРАНСТВА УРОКА
Исследование проблемы подготовки учителей системы общего образования к созданию в современной школе адекватного пространства урока показывает, что элементарных представлений о музыкальных модификациях образа современного мира в процессе профессиональной подготовки не получают ни педагоги, преподающие учебные предметы, относящиеся к точным и естественным наукам, ни гуманитарии.
Следует заметить, что учителя начальных классов по сравнению с другими специалистами находятся в более выигрышном положении. Во всяком случае — те представители среднего и старшего поколений, которые сегодня составляют подавляющее большинство этой части профессионального сообщества и получили педагогическое образование тогда, когда в образовательные программы факультетов начальных классов традиционно входил курс «Методика преподавания музыки». Освоение данной учебной дисциплины не только предполагало в последующем возможность проведения уроков музыки в своем классе (например, если в школе не было специалиста соответствующего профиля), но и позволяло ввести музыку в жизнь младшего школьника независимо от приоритетных целей конкретного учебного предмета, а также постоянно совершенствовать собственное музыкальное образование. И это, безусловно, оказывало положительное влияние на качество ведения педагогом педагогического процесса и его результаты.
1. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки // Записки психологической лаборатории при Академии социального воспитания. Вып. 1 / под ред. проф. В.М. Экземплярского.– М.: Русский книжник, 1923.
2. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): дис.... д-ра пед. наук. — М., 1998.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения. 1–2 кл. — М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Гладких З.И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: дис.... канд. пед. наук. — М., 1997.
5. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
6. Космовская М.Л. Реформы образования и музыкальное воспитание // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. No 2 (30). — URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/035-020.pdf.
7. Космовская М.Л. Итоги прошлого — современности: к проблеме «воспитания новых людей» по И.И. Бецкому // Современное музыкальное образование — 2013: материалы международной научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
8. Космовская М.Л. Девять уроков игры на свирели: донотный и нотный периоды: учебное пособие. — Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2011.
9. Лаптева В.А. Влияние звучащего пространства на совершенствование качества человеческого потенциала: от истории к современности // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 3. Вып. 3. Художественное образование ребенка: традиции и инновации. — СПб.: Изд-во ВВМ, 2012.
10. Лаптева В.А. Человек в звучащем пространстве: история и современность в ракурсе образовательных проблем // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. No 1(25). — URL: www.scientificnotes.ru/pdf/029-025.pdf.
11. Лаптева В.А. Математика... это песня, которая всегда с тобой // Начальная школа плюс до и после. 2002. No 7.
12. Лаптева В.А. Основы математики в рифмах и звуках. — М.: Прометей, 1995.
13. Лаптева В.А. Путешествие на планету «Математика» // Музыкальная палитра. 2003. No 2.
14. Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
15. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.
16. Музыкальное сопровождение разных видов деятельности в дошкольном образовательном учреждении: сборник методических рекомендаций / сост., общ. ред. В.А. Лаптева. — Курск: Изд.-во КИНПО (ПКиПП) СОО, 2013.
17. Саранин В.П. Музыка как смыслообразующая константа жизнедеятельности человека: дис.... канд. филос. наук. — Тамбов, 2003.
18. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / сост. А.С. Белоненко. — М.: Молодая гвардия, 2002.
19. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / пер. с нем., ред. Д.В. Житомирский. — М.: Музгиз, 1956.