В статье рассматривается проблема соблюдения законодательства организациями в области трудового права. Приведены результаты анализа динамики нарушений работодателей в области трудового законодательства, выявленных Государственной инспекцией труда по г. Москве в 2011–2014 гг., которые свидетельствуют о росте числа нарушений, выявляемых в ходе проверок. Указаны изменения в законодательстве, регулирующем ответственность работодателей в области трудового права. Обращено внимание на то, что одним из способов подготовки к проверкам, осуществляемым Государственной инспекцией труда, является аудит кадрового делопроизводства. С учетом значительного роста размера штрафов за нарушения трудового законодательства в статье обосновывается антикризисная роль кадрового делопроизводства, необходимость его аудита и даются практические рекомендации по последовательности проведения аудита кадрового делопроизводства.
кадровое делопроизводство, ответственность работодателей, аудит, права работников, трудовое право.
Принципы кадрового делопроизводства
Нестабильная экономическая ситуация побуждает организации предпринимать разнообразные меры к уменьшению собственных затрат. Многие организации используют такой простой и довольно распространенный способ оптимизации собственных расходов, как сокращение численности или штата работников организации. Второй излюбленной мерой организаций является снижение уровня оплаты труда сотрудников. Вместе с тем у организаций есть более эффективный метод снижения затрат — это улучшение качества документооборота, прежде всего, кадрового делопроизводства. Актуальность подобной меры стала более ценной с момента вступления в силу новых административных штрафов за нарушения трудового законодательства.
Работники всех сфер управления (руководители, менеджеры, специалисты) до 75% своего времени тратят на работу с документами [1].
Управление персоналом сопровождается созданием большого количества документов. В процессе управления персоналом используются как текстовые документы на бумажной основе, так и электронные документы. Каждой организации с первого же дня своего существования важно организовать кадровое делопроизводство так, чтобы это была не традиционная канцелярия, в которой бумаги «дозревают», а современный офис, в основу функционирования которого положены принципы современного управления документами [2].
Современная система управления кадровым делопроизводством должна основываться на принципах, лежащих в основе менеджмента качества организации [3]:
- оперативность;
- современный научно-технический уровень (возможность ведения электронного документооборота и создания электронного архива);
- целесообразность и разумность операций по кадровому делопроизводству (осуществление операций, создание документов и работа с ними должны быть необходимы для достижения организационных целей);
- оптимальное сочетание бумажного и электронного документооборота (составление документов в бумажном виде только тогда, когда это действительно необходимо или установлено государственными нормативными актами).
Несоблюдение перечисленных принципов ведения кадрового делопроизводства чревато для организаций значительными штрафными санкциями.
1. Рязанцева М.В. Анализ проблем в области соблюдения прав наемных работников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1. С. 54–56.
2. Осипова О.С., Субочева А.О. Возрастающее влияние социального капитала на функционирование рынка труда и человеческого капитала в России // Человеческий капитал. 2013. № 3 (51). С. 13–16.
3. Храмовская Н.А. Актуальные проблемы современного делопроизводства и документооборота // Секретарь-референт. 2008. № 5. URL: http://www.profiz.ru/sr/5_2008/problemy_sovr_deloproizv/ (дата обращения: 10.11.2014).
4. Жигачев А.В., Насонова Т.Г. Трудовое законодательство: история и современность / под ред. Л.В. Сальниковой. М.: ИНФРА-М, 2010. 136 с.
5. Рязанцева М.В., Ульянкина Н.Н. Статистический анализ проблем в области защиты прав наемных работников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5. С. 91–95.
6. Отчеты о работе Государственной инспекции труда за 2011–2014 гг. Государственная инспекция труда по г. Москве. URL: http://git77.rostrud.ru/osnov/ (дата обращения: 10.03.2015).
7. Жигун Л.А. Рационализация распределения функциональных обязанностей специалистов // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 6. С. 134–139.
8. Управление персоналом: толковый словарь / авт.-сост. В.М. Маслова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. 120 с.
9. Смирнова М.Е., Кохова И.В. Функциональные основы и современные тенденции развития организации труда // Человеческий капитал. 2014. № 7(67). С. 76–79.
10. Соболь О.В. Факторы формирования и развития качества трудовой жизни молодых специалистов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 1. С. 196–200.
11. Рязанцева М.В., Субочева А.О. Организация самостоятельной работы студентов (рабочая тетрадь по дисциплине «Документационное обеспечение управления персоналом») // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2. С. 277–278.