СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА КАК АНТИКРИЗИСНАЯ МЕРА УМЕНЬШЕНИЯ ЗАТРАТ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УБЫТКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема соблюдения законодательства организациями в области трудового права. Приведены результаты анализа динамики нарушений работодателей в области трудового законодательства, выявленных Государственной инспекцией труда по г. Москве в 2011–2014 гг., которые свидетельствуют о росте числа нарушений, выявляемых в ходе проверок. Указаны изменения в законодательстве, регулирующем ответственность работодателей в области трудового права. Обращено внимание на то, что одним из способов подготовки к проверкам, осуществляемым Государственной инспекцией труда, является аудит кадрового делопроизводства. С учетом значительного роста размера штрафов за нарушения трудового законодательства в статье обосновывается антикризисная роль кадрового делопроизводства, необходимость его аудита и даются практические рекомендации по последовательности проведения аудита кадрового делопроизводства.

Ключевые слова:
кадровое делопроизводство, ответственность работодателей, аудит, права работников, трудовое право.
Текст

Принципы кадрового делопроизводства

Нестабильная экономическая ситуация побуждает организации предпринимать разнообразные меры к уменьшению собственных затрат. Многие организации используют такой простой и довольно распространенный способ оптимизации собственных расходов, как сокращение численности или штата работников организации. Второй излюбленной мерой организаций является снижение уровня оплаты труда сотрудников. Вместе с тем у организаций есть более эффективный метод снижения затрат — это улучшение качества документооборота, прежде всего, кадрового делопроизводства. Актуальность подобной меры стала более ценной с момента вступления в силу новых административных штрафов за нарушения трудового законодательства.

Работники всех сфер управления (руководители, менеджеры, специалисты) до 75% своего времени тратят на работу с документами [1].

Управление персоналом сопровождается созданием большого количества документов. В процессе  управления персоналом используются как текстовые документы на бумажной основе, так и электронные документы. Каждой организации с первого же дня своего существования важно организовать кадровое делопроизводство так, чтобы это была не традиционная канцелярия, в которой бумаги «дозревают», а современный офис, в основу функционирования которого положены принципы современного управления документами [2].

Современная система управления кадровым делопроизводством должна основываться на принципах, лежащих в основе менеджмента качества организации [3]:

  • оперативность;
  • современный научно-технический уровень (возможность ведения электронного документооборота и создания электронного архива);
  • целесообразность и разумность операций по кадровому делопроизводству (осуществление операций, создание документов и работа с ними должны быть необходимы для достижения организационных целей); 
  • оптимальное сочетание бумажного и электронного документооборота (составление документов в бумажном виде только тогда, когда это действительно необходимо или установлено государственными нормативными актами).

Несоблюдение перечисленных принципов ведения кадрового делопроизводства чревато для организаций значительными штрафными санкциями.

Список литературы

1. Рязанцева М.В. Анализ проблем в области соблюдения прав наемных работников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1. С. 54–56.

2. Осипова О.С., Субочева А.О. Возрастающее влияние социального капитала на функционирование рынка труда и человеческого капитала в России // Человеческий капитал. 2013. № 3 (51). С. 13–16.

3. Храмовская Н.А. Актуальные проблемы современного делопроизводства и документооборота // Секретарь-референт. 2008. № 5. URL: http://www.profiz.ru/sr/5_2008/problemy_sovr_deloproizv/ (дата обращения: 10.11.2014).

4. Жигачев А.В., Насонова Т.Г. Трудовое законодательство: история и современность / под ред. Л.В. Сальниковой. М.: ИНФРА-М, 2010. 136 с.

5. Рязанцева М.В., Ульянкина Н.Н. Статистический анализ проблем в области защиты прав наемных работников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5. С. 91–95.

6. Отчеты о работе Государственной инспекции труда за 2011–2014 гг. Государственная инспекция труда по г. Москве. URL: http://git77.rostrud.ru/osnov/ (дата обращения: 10.03.2015).

7. Жигун Л.А. Рационализация распределения функциональных обязанностей специалистов // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 6. С. 134–139.

8. Управление персоналом: толковый словарь / авт.-сост. В.М. Маслова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. 120 с.

9. Смирнова М.Е., Кохова И.В. Функциональные основы и современные тенденции развития организации труда // Человеческий капитал. 2014. № 7(67). С. 76–79.

10. Соболь О.В. Факторы формирования и развития качества трудовой жизни молодых специалистов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 1. С. 196–200.

11. Рязанцева М.В., Субочева А.О. Организация самостоятельной работы студентов (рабочая тетрадь по дисциплине «Документационное обеспечение управления персоналом») // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2. С. 277–278.

Войти или Создать
* Забыли пароль?