В статье рассматривается методика проведения контрольно-счетными органами аудита эффективности использования государственных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса: основные этапы проведения аудита, выбор целей аудита, создание экспертного совета, выявление и оценка рисков, критерии оценки эффективности, подготовка отчета о результатах аудита.
аудит эффективности использования государственных средств, оценка рисков, критерии оценки эффективности, сельское хозяйство.
Введение. Важность развития аграрного сектора экономики отмечена в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ [1]. Действует специальный федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [2], утверждена государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы [3], в соответствии с которыми комплекс нормативных правовых актов принят на уровне субъектов Российской Федерации.
В рамках государственной поддержки сельского хозяйства из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации ежегодно выделяются значительные объемы средств.
В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности контрольно-счетных органов должно быть проведение аудита эффективности использования государственных средств, направленных на поддержку агропромышленного комплекса (далее – аудит эффективности).
Проведение аудита эффективности включает три основных этапа.
1) Подготовительный этап, в ходе которого осуществляется предварительное изучение предмета контрольного мероприятия, по результатам которого подготавливаются методические рекомендации по проведению данного аудита эффективности;
2) Основной этап, включающий процесс сбора, проверки и анализа необходимых данных на объектах аудита, а также получения информации из других источников. По итогам данного этапа подписываются акты проверок;
3) Заключительный этап, в ходе которого формируются заключения, выводы и рекомендации, подготавливается и рассматривается в установленном порядке отчет о результатах аудита эффективности.
Анализ и обсуждение результатов исследования.
Подготовка к аудиту. На начальном этапе в целях экспертно-консультационного и научно-методического обеспечения проведения аудита эффективности, обоснования выводов и рекомендаций локальным правовым актом контрольно-счетного органа необходимо образовать специальный Экспертный совет. В состав Экспертного совета для проведения аудита эффективности, как правило, включаются представители контрольно-счетного органа, проверяемых главных распорядителей бюджетных средств, законодательного (представительного) органа, общественных, профессиональных объединений и организаций, научного сообщества.
В отличие от традиционного контрольного мероприятия значительную часть времени проведения аудита эффективности (порядка 25%) занимает подготовительный этап.
В ходе предварительного изучения предмета аудита необходимо понять специфику мер государственной поддержки, отраслевые проблемы, а также то, в какой мере проводимый аудит эффективности может помочь их решить.
Для этих целей необходимо изучить отчеты о результатах деятельности объектов аудита эффективности за анализируемый период, нормативные правовые и локальные правовые акты, затрагивающие вопросы государственной поддержки агропромышленного комплекса, в том числе: целевые программы, стратегии, концепции, в которых обозначены цели и задачи государственной политики в рассматриваемой сфере.
1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
3. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
4. Данилевский Ю.А., Мезенцева Т.М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 123 с.
5. Гофман К.Г. Экономика природопользования (из научного наследия). – М.: Здиториал УРСС, 1998. – 272 с.
6. Львов Д.С., Рубинштейн А.Я. Измерение эффективности производства. – М.: Экономика, 1974. – 143 с.
7. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. – М.: Наука, 1972. – 376 с.
8. Норкина И.М., Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Эффективность социальных инвестиций. – СПб.: Химиздат, 2006. – 192 с.
9. Осипов А.К., Аникин В.Н., Котлячков О.В. и др. Методика оценки эффективности использования государственных средств: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. С. 276.
10. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики. М.: Высшая школа, 2005. – 311 с.
11. Харасов С.Ф. Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан: аудит эффективности использования бюджетных средств в агропромышленном комплексе // Вестник АКСОР. 2013. № 1 (25).