Тематическое представление культурной специфики дестинации может стать связующим культурным звеном между культурой туриста и незнакомой ему культурой дестинации, облегчить ему интерпретацию культурных особенностей посещаемых мест. Актуальность данной темы обусловлена тем, что тематический туризм позволяет по-новому взглянуть на как популярные, так и малоизвестные объекты показа за счёт выявления и усиления специфики представляемых объектов, рынок тематических туров очень широк, поскольку обширен и разнообразен круг человеческих интересов. В статье рассмотрен круг вопросов, связанных с выявлением аспектов возникновения литературного туризма в структуре современного тематического туризма. Путешествуя, человек стремится к получению новых знаний, которые без письменной фиксации были быутрачены и забыты. Россия как страна, известная своим богатым литературным наследием, имеет большой потенциал для развития литературного туризма. Литературные и мемориальные музеи сохраняют память и рассказывают о жизни и творчестве лучших представителей мировой и национальной литературы, передают эстафету духовного наследия следующим поколениям. Большое количество литературных музеев сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, где проходила жизнь и творчество писателей и поэтов разных эпох. Кроме того, в литературном туризме востребованы усадьбы, что значительно расширяет географию литературных туров. Задачами данной статьи было выявить основные мотивы потребителей совершения литературных туров, обозначить объекты литературного туризма, рассмотреть специфику организации продуктов литературного туризма, а также проанализировать отличительные особенности и различия с культурно-познавательным туризмом.
культурно-познавательный туризм, тематический туризм, литературный тур.
Введение. Литературный туризм является одним из подвидов тематического туризма. Тематический туризм в последнее время становится все более актуальным, что связано, прежде всего, с диверсификацией туристских продуктов и услуг. Необходимость диверсификации во внутреннем и въездном туризме Российской Федерации связана с глобальными изменениями на рынке, вызванными кризисными явлениями последних месяцев. Возможный рост внутренних потоков, перспективы развития требуют поиска новых форм, технологий и содержания обслуживания туристов и однодневных экскурсантов.
Причины возникновения тематического туризма лежат в процессах, протекающих на современном этапе в международном туризме. Повышение конкурентной борьбы на туристском рынке привело к диверсификации тур продукта и появлению новых видов туризма, в числе которых — тематический туризм. Согласно прогнозам, этот вид туризма станет одним из самых популярных уже к 2020 г. [7].
В международной теории туризма не существует официального определения тематического туризма. В работах по туризму зарубежных авторов он появляется под названиями special interest tourism («туризм по особым интересам»), а также как thematic tourism («тематический туризм»).
Последнее понятие можно встретить в программе Европейской Комиссии «Содействие транснациональных тематических туристических продуктов в Европейском союзе как средство устойчивого развития туризма» (2011). В целях стимулирования конкуренции в европейском туристском секторе Комиссия предлагает «содействовать диверсификации туристских
1. Воронкова Л.П. История туризма: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 304 с.
2. Джанджугазова Е.А., Агамирова Е. В., Лапочкина В. В., Волобуева И. И., Кудрякова С. О., Максимова Л. М., Шалимова А. А. Методология изучения и диагностики туристско-рекреационньж ресурсов Российской Федерации // Отчет о НИР (Министерство образования и науки РФ), 2011. № гос. регистрации 01201168005.
3. Коршунов В. В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения. Дис.... д-ра философ, наук. / Гос. ин-т искусствознания. М., 1999.
4. Коршунов В. В., Бегство от реальности или оборотная сторона телекоммуникационных технологий. М., 2003.
5. Коршунов В. В., Имитация здравого смысла. Очерки по теории мировой культуры. М., 2001.
6. Красная С.А. Культурный туризм: просветительская сущность и факторы развития. Автореф.... канд. культурологии. 24.00.01. М., 2006.
7. Соколова М. В. История туризма: Учебное пособие. М.: Мастерство, 2002. 352 с.
8. Столяров Д. Ю., Коршунов В. В. Культурология. М., 1998.
9. EVENT-CALENDAR: EVENT AS THE BASIS OF THE TERRITORY TOURIST ATTRACTIVENESS Agamirova Ek.V, Agamirova ELY, AdashovaT.A, ValkovaT.M., KosarevaN.V, LapochkinaVV. Life Science Journal. 2014. T. 11. №11. С 687-689.
10. Kortunov V.V., PlatonovaN.A. Philosophical and socio-cultural aspects of the economic type of thinking. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 16. № 2. С 296-303.
11. London´s Museums of Literature& the Written Word. URL: http://www.londonupclose.com/london-museums-of-litera-ture-and-the-written-word.html (дата обращения: 28.02.2015).
12. Promotion of trans-national thematic tourism products in the European Union as means of sustainable tourism development. Grant Programme, 2011. URL: http://ec.europa.eu/enteφrise/newsroom/cf/_getdocument.cfm?doc_id=6453 (дата обращения: 08.03.2015).