Статья представляет собой краткий обзор туристского потенциала Великобритании, в том числе рассматриваются история развития туризма в стране, основные направления въездного и выездного туризма, структура государственного управления отраслью, а также перспективы развития. Особое внимание авторуделяет статистике въездного и выездного туризма Великобритании за последние годы, подробно описывает самые популярные туристские маршруты, включая не только исторические и культурные объекты, но и основные направления делового, спортивного и музыкального туризма. Используя отечественные и иностранные источники (учебники, периодические издания, электронные ресурсы), автор дает подробную характеристику туристского бизнеса Великобритании как одного из крупнейших секторов экономики страны, а также отмечает, что исторические факты и современные данные свидетельствуют о значительных перспективах для дальнейшего устойчивого развития интереса туристов к Великобритании, ее культурному наследию и современным достижениям в области науки, промышленности, бизнеса. Вполне вероятно, что будут изменяться и совершенствоваться формы организации туризма в Соединенном Королевстве, но поток туристов в Великобританию не иссякнет, в том числе и из России. В основе его останутся доминирующими деловой, образовательный и познавательный виды туризма.
туризм, внутренний туризм, въездной туризм, выездной туризм, отрасль экономики.
Великобритания является родиной современного туризма как формы проведения культурного досуга. Первое в истории туристское агентство было основано в Англии в начале 40-х гг. XIX в. Томасом Куком. Впоследствии оно открыло свои отделения в других странах мира. К началу 50-х годов XIX в. в Великобритании было создано несколько турагентств, и ежегодно в поездках по стране участвовало более 160 тыс. человек. В 1856 году фирмой Кука была организована первая групповая туристская поездка по странам Западной Европы. Эту дату принято считать началом международного туризма [2]. В конце ХГХ в. туристские путешествия по стране и за рубежом приобрели в Великобритании массовый характер и вышли за пределы Европы. Приоритет Великобритании в развитии международного туризма объясняется следующими причинами: развитая экономика; высокий уровень жизни населения; хорошее развитие железнодорожного и морского транспорта, удобная связь с континентальной Европой через пролив Ла-Манш.
До середины XX в. внутренний туризм в Великобритании заметно опережал международный по количеству путешествующих. С 1960-х годов туристский бизнес Великобритании стремительно развивается. По данным социологических исследований, сейчас больше половины населения Великобритании предпочитает отдыхать на Родине. В основном это морское побережье Юго-Восточной Англии, четверть туристов проводят свой отпуск в горах Шотландии и Уэльса [4]. Великобритания также знаменита своими национальными парками, ежегодная посещаемость которых составляет примерно 15 млн человек. Люди предпочитают проводить на лоне природы выходные и праздничные дни. Самые крупные национальные парки Великобритании расположены в Шотландии, Уэльсе и Северной Англии.
Следует обратить внимание на значительное место спорта в жизни британцев. Только яхтсменов в стране насчитывается свыше 30 тыс., а 2 млн человек являются членами ассоциации
1. Британия надеется, что перекрестный год культуры повлияет на туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.rU/culture/20140121/990451789.html#ixzz3EP7UMaMZ (дата обращения: 21.01.2015).
2. Квартальное В.А. Туризм: Учебникдля образовательных учреждений туристского профиля. М.: Финансы и статистика, 2010. 313 с.
3. Музыкальный туризм приносит экономике Британии около 1 млрд евро в год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilmeny.org.ru/24943-muzykalnyy-turizm-prinosit-ekonomike-britanii-okolo-l-mlrd-evro-v-god.html (дата обращения 17.01.2015).
4. Погодина В.Л., Филиппова И.Г. География туризма: учебник/ Под ред. Е.И. Богданова. М.: Инфра-М, 2014.256 с.
5. Спортивный туризм в Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poedem. ru/news/1453 (дата обращения: 23.01.2015).
6. Analysis of the UK Government´s 2011 tourism policy. By: Kennel, James; Chaperon, Samantha. Cultural Trends. Dec. 2013, Vol. 22, Issue 3/4, p. 278-284.
7. Caribbean Tourism Organization targets growth of 5% in UK visitors. By Searly, Robin.Travel Weekly (UK). 11/13/2014, Issue 2245, p. 24.
8. The development of cultural tourism: a review of UK experience. By: Yi-De Liu; Chi-Fan Lin. In: Tourismos: an International MultidiscipUnary Journal of Tourism, 2011, Vol. 6, Issue 2, p. 363.
9. Music´s £ 2 bn. Boost for UK tourism. By: Williams, Paul. Music Week. 10/11/2013. Issue 41, p. 1.
10. Tourism is leading UK economy growth. By Jansen, Kurt.Caterer & Hotelkeeper.9/26/2014, Vol. 204. Issue 4844, p. 22.