сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
Легенды, являясь результатом коллективной творческой деятельности жителей определенных локальных территорий, в международной теории и практике туризма получили свое заслуженное признание в качестве нематериальных туристских ресурсов. С маркетинговой точки зрения, легенды - это высокоэффективные инструменты повышения туристского интереса к объектам показа дестинаций. В настоящее время легендарику (легендогенез) можно считать одним из перспективных и востребованных направлений контент-маркетинга в туризме, которое позволяет не только побудить первичный туристский интерес к дестинаций, но и получить эмоциональный отклик у туриста в процессе потребления услуг дестинаций, что формирует долгосрочную лояльность и увеличивает вероятность повторных посещений. Таким образом, легенды - это еще и инструмент разнообразия впечатлений туриста от туристско-экскурсионных программ. Не смотря на значимость фольклорных легенд и легендарики (легендогенеза) в развитии и повышении конкурентоспособности дестинаций, данные элементы достаточно редко используются при формировании тематических туристско-экскурсионных маршрутов и в развитии концептуальных видов туризма на территории Московской области. В статье приводятся результаты контент-анализа содержания легенд Клинского муниципального района, связанных с происхождением населенных пунктов, историческими фактами, занимательными событиями и т. п. Отдельное внимание уделяется упоминанию в легендах стеклодувного промысла, связанного с г. Клин и его окрестностями. В качестве научно-практических рекомендаций в статье обозначены возможные направления для использования фольклорных легенд и легендарики (легендогенеза) в комплексе продвижения туристского продукта Клинского муниципального района.
легенда, легендарика (легендогенез), народные художественные промыслы (НХП), стекольный промысел, памятная продукция, сувенир, дестинация.
Растущая конкуренция на туристском рынке обусловливает поиск новых инструментов позиционирования, повышения запоминаемости туристской дестинаций, методов управления ее конкурентоспособностью [4]. Одним из таких инструментов выступает использование легенд, что позволяет создавать уникальный региональный турпродукт, формировать аттрактивные туристские зоны. Причем он позволяет не только увеличивать ресурсный потенциал места, но и корректировать его содержание, исходя из туристского спроса [3, 5].
Заметим, что легендарика (легендогенез) не предполагает неограниченной фантазии без каких-либо культурологических оснований. Как показывает практика, в эффективном использовании содержания легенд при туристском проектировании должны участвовать научные работники, краеведы, писатели, художники и т.д. Тогда будет создана тематическая основа «позиционирования туристской дестинаций, которая заключается в построении вокруг объекта показа некоего ореола мифов и загадок, позволяющих стимулировать туристский интерес» [б].
Использование легенд может выражаться в ряде атрибутов туристской дестинаций: а) в разработке и реализации
1. Артемьева О. А., Вапнярская О. И., Платонова Н.А. Зарубежный и российский опыт создания туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции: методические особенности // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 1. С. 90-96.
2. Афанасьев О.Е., Афанасьева А. В. Функциональное значение и место туристских легенд в формировании привлекательных свойств дестинаций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 1. С. 52-60 (DOI: 10.12737/7943).
3. Барабанова Н.А. Информационный аспект методики изучения туристского потенциала территории // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11, 4 (6). 2009. С. 1389-1395.
4. Вапнярская О. И., Харитонова Т. В., Кривошеева Т. М. Тенденции в практике менеджмента туристской дестинаций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 1. С. 21-28(DOI: 10.12737/7939).
5. Веденин Ю. А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территорий // Изв. РАН. Сер. географ. 1998. № 4. С. 88-89.
6. Дорофеев А. А. Территориальное позиционирование в туризме // Вестник ТвГУ. Серия «География и геоэкология». 2011. № 1(9). С. 99-113.
7. Казакова С. А. Методы рыночного позиционирования турпродуктов, основанных на искусственной аттракции // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 10. С. 104-110.
8. Куценко Е. В., Горожанина С. В. Клинские елочные украшения: комплект буклетов «Путешествия в мир народного искусства Подмосковья». М.: Изд-во «Мелихово», 2006.
9. Никитина И. Клинская Аленушка. М.: ООО «Изд-во Стрелец», 2007.
10. Сказки о Клинской земле. Клин: Изд-во ООО НТИФ Студия-С, 2005.
11. Троценко А. В. Контент-анализ легенд как ресурсной составляющей туристского пространства Крыма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 1. С. 102-108 (DOI: 10.12737/7925).
12. http://old.mk.mosreg.ru/min_projects/2207.html (Дата обращения 01.03.2015).
13. http://www.christmasheaven.ru/articles.php?article_id=22 (Дата обращения 24.04.2015).
14. http://www.klin.info/articles/all/0/490 (Дата обращения: 26.03.2015).