Актуальность. В статье рассматриваются проблемы человеческого развития, прав человека и безопасности личности. Уточняется, что экономический рост сам по себе не способен обеспечить справедливое распределение ресурсов. Практика показала, что положение людей может ухудшаться и при развитии производства. Без осуществления широкомасштабных социальных программ невозможно добиться существенного повышения качества жизни. Объект. Ресурсы повышения качества человеческого развития. Модели восполнения материальных и нематериальных ресурсов, модели воспроизводства и развития главных факторов жизни человека, закрепленных в его социокультурной природе и жизненной среде. Предмет исследования. Концепция человеческого развития как Программа ООН. Фокусирование на объеме производства и материальном благосостоянии как концептуальная ошибка. Преодоление нищеты — социальная задача, но не цивилизационная цель — это средство, а не цель. Концепция «расширения выбора человека». Либеральная концепция: ресурсы экономики плюс увеличение ресурсов здоровья, долгожительства и доступа к знаниям. Принципы равенства возможностей в экономической жизни, устойчивости благосостояния в аспекте будущих поколений, расширения возможностей через развитие потенциальных способностей человека. Пути решения проблем. Комплекс социальных программ повышения качества и уровня жизни.
человеческое развитие, безопасность личности, экономический рост, качество жизни.
1. Методология подхода
Термин «концепция человеческого развития» активно используется и продвигается рядом ученых, экспертов и общественных деятелей, связанных с Программой развития ООН (ПРООН), Всемирным Банком, международной общественной Комиссией по безопасности личности (Human Security Commission). По сути, проблемы человеческого развития, прав человека и безопасности личности разрабатываются в одном «концептуальном поле», хотя и имеют свои особенности.
Человеческое развитие — это процесс расширения возможностей человека. Важнейшие из них — это возможность прожить долгую и здоровую жизнь, получить знания и иметь достойный уровень жизни. И если данные возможности не доступны, то и многие другие возможности остаются недоступными.
На протяжении многих лет в качестве одного из основных целевых показателей развития, применявшихся при разработке политики, выступал экономический рост. Считалось, что достижение экономического роста автоматически влечет за собой прогресс в развитии человека и всего общества, а увеличение совокупного объема производства (например, рост ВВП на душу населения) уменьшает масштабы нищеты и повышает общее благосостояние населения. В основе такого предположения лежало мнение, что производство порождает доходы, а более высокие доходы повышают материальное или экономическое благосостояние.
1. Anand R., Sen A., The Income Component in the HDI — Alternative Formulations. Occasional Paper. UNDP, Human Development Report Office, New York, 1999.
2. Griffin K,Knight J. (eds.) Human Development and International Development Strategy for 1990s. London and Basingstoke: Macmillan, 1990.
3. Common Security in Asia: New Concepts of Human Security. Ed. by Tatsuro Matsumae and Lincoln C. Chen. Tokyo: Tokai University Press, 1995. P. 29–30.
4. Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями // Информационный бюллетень МИД РФ. 2002. 5 июня.
5. Конвенция «О Защите прав человека и основных свобод». Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 20, ст. 2143. (с изм., внесенными Протоколом от 13.05.2004 № 14).
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
7. Сен А. Развитие как свобода / Пер. с англ. под ред. Р.М. Нуреева. М.: Новое издательство, 2004.