Рассматриваются проблемы адаптации китайских студентов, обучающихся на подготовительном факультете российского технического вуза. Отмечаются различия в системах преподавания Китая и России. Описываются традиционные черты китайского национального характера и их изменения в последние годы. Анализируются изменения контингента китайских учащихся. Обосновывается необходимость учета индивидуальных особенностей китайских студентов и создания благоприятных психолого-педагогических условий сотрудничества на занятиях.
проблемы адаптации китайских студентов, различия в системах преподавания, изменения контингента, учет индивидуальных особенностей китайских студентов, психолого-педагогическое сотрудничество.
Закончился Год Китая в России, а 2013 г. был Годом России в Китае. Этот период способствовал улучшению взаимопонимания наших народов и стимулировал улучшения в сфере сотрудничества соседствующих государств в области образования. В последнее время руководство нашей страны увеличивало инвестиции в эту сферу. Вследствие этого значительно улучшились условия жизни и учебы в российских университетах, в том числе и в МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Десять лет назад китайские студенты представляли самую большую по численности группу иностранных учащихся дневных отделений российских вузов(13 тыс. чел. в 2005/2006 академическом году). С тех пор число китайских студентов в России продолжает расти. Чем привлекательно российское вузовское образование для китайцев? Сравнительно с Европой и США наше образование дешевле и поэтому посильно китайской семье со средними доходами. А если учесть хорошее качество обучения в крупных государственных вузах, давние традиции дружбы с великим соседом, интерес китайцев к нашей богатейшей культуре, то зачастую это предопределяет выбор в пользу России [1, 24 с.].
Студент, приехавший в наш университет на учебу, попадает на подготовительное отделение, чтобы в достаточной степени в течение года изучить русский язык. В дальнейшем это даст ему возможность получить техническое образование на русском языке, общаться со студентами и преподавателями, жить в иноязычной языковой среде. Поэтому этот начальный год зачастую является решающим в его судьбе.
1. Куликова О.В. Особенности мотивации учения иностранных студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 8. С. 229–232.
2. Пименова Н.Ю. О стратегии продвижения российского образования на международный рынок. URL: http://www.russia.edu.ru/information/analit/963/
3. Пименова Н.Ю. Продвижение российского образования на международный рынок // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 1. С. 15–26.
4. Рыкова С.А., Киришева И.Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.