Дается оценка международных договоров в сфере представительства: Гаагской конвенции о праве, применимом к представительству 1978 г., Женевской конвенции о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г., актов «мягкого права» (Принципов УНИДРУА, типовых контрактов и руководств Международной торговой палаты), актов Европейского Союза. Делается вывод о необходимости разработки на универсальном уровне документа рекомендательного характера (в форме модельного закона), содержащего материально-правовое регулирование внутренних и внешних отношений коммерческого представительства.
унификация, представительство, агент, принципал, коллизионные нормы, международный коммерческий оборот, Принципы УНИДРУА
С развитием международного коммерческого оборота возрастает роль третьих лиц — представителей (коммерческих представителей, агентов), оказывающих услуги по продвижению товаров на рынки зарубежных государств и проведению сопутствующих мероприятий. Правопорядки разных стран, прежде всего континентальной и англо-американской правовых систем, характеризуются существенными различиями в регулировании отдельных видов договоров, опосредующих отношения представительства. Эти различия, касающиеся терминологии, концепций и правовых конструкций договоров, оформляющих отношения представительства, и др., порождают препятствия во взаимоотношениях участников внешнеэкономической деятельности. Интересы стабильности международного коммерческого оборота вызывают необходимость в создании единообразного и предсказуемого регулирования отношений представительства.
Международными организациями на различных этапах прилагались усилия по унификации материально-правового и коллизионного регулирования представительства в международном коммерческом обороте.
В области международного коммерческого представительства первые шаги по унификации правовых норм были предприняты в двух международных конвенциях – Гаагской конвенции от 14 марта
Гаагская конвенция 1978 г. имеет широкую сферу применения, включает коллизионное регулирование и коммерческого, и общегражданского представительства [8, с. 146–153]. Под представительством в Конвенции (ст. 1) понимаются отношения международного характера, возникающие в силу того, что одно лицо (агент) имеет полномочия, действует или намерено действовать по поручению другого лица (принципала) в отношениях с третьими лицами, при этом не имеет значения, действует ли агент от имени принципала или от собственного имени. Таким образом, в отношения представительства включено как прямое (действия агента от имени принципала), так и косвенное (действия агента от собственного имени) представительство, известное континентальной системе права. Вместе с тем, предложенное регулирование позволяет охватить и понимание представительства (агентирования) в англо-американском праве, когда агент может действовать от имени названного или идентифицированного иным способом принципала, действовать от имени принципала, не раскрывая ни имени, ни личности принципала (раскрытое представительство), либо действовать от собственного имени, не раскрывая существования принципала (скрытое представительство). В функции агента согласно Гаагской конвенции 1978 г. может входить совершение действий фактического характера, заключающихся в получении и передаче предложений, проведении переговоров по поручению принципала.
Гаагская конвенция 1978 г. регулирует внутренние (между представителем и представляемым) и внешние отношения представительства (между представителем, представляемым и третьим лицом).
Внутренние (договорные) отношения между представителем и представляемым регулируются на основе принципа автономии воли сторон: представитель и представляемый могут выбрать внутригосударственное право для регулирования отношений между собой (ст. 5). Из этого следует, что стороны отношений представительства не могут выбрать в качестве подлежащего применению права нормы международных конвенций и так называемые вненациональные регуляторы.
В Конвенции в отличие от современного национального законодательства о международном частном праве не предусмотрены гибкие коллизионные нормы о наиболее тесной связи, применяемые в отсутствие выбора права, подлежащего применению к отношениям между представителем и представляемым. Взамен этого в ст. 6 содержится прямая отсылка к праву государства, где на момент возникновения отношений представительства представитель имеет свое коммерческое предприятие, а при его отсутствии – обычное место жительства.
При решении вопроса о праве, подлежащем применению к внешним отношениям представительства, Гаагская конвенция 1978 г. (ст. 11) отсылает к праву страны места нахождения коммерческого предприятия представителя или праву места осуществления им основной деятельности. Кроме того, предусмотрена возможность выбора права применительно к регулированию внешних аспектов представительства как со стороны представляемого, так и со стороны третьего лица: если письменное предложение представляемого или третьего лица о праве, подлежащем применению к наличию и объему полномочий представителя, а также последствиям его действий в отношении исполненного или подлежащего исполнению, принято другой стороной в явно выраженной форме, определенное таким образом право подлежит применению к указанным отношениям. Под письменным предложением имеется в виду, например, доверенность, выданная представляемым представителю. Со стороны третьего лица такая письменная форма считается соблюденной, если указание на выбор подлежащего применению права содержится в договоре между третьим лицом и представляемым, заключенном при посредстве представителя [2, р. 429].
Представляется, что значение Гаагской конвенции 1978 г. для единообразного регулирования отношений представительства в международном коммерческом обороте заключается в том, что на сегодняшний день она является единственным вступившим в силу международным договором, регулирующим отношения представительства.
В основу коллизионных норм Конвенции заложен гибкий подход к поиску права, подлежащего применению к отношениям представительства, сочетающий традиции континентальной и англо-американской систем права. Основное достоинство этого документа, по нашему мнению, состоит в том, что Гаагская конвенция 1978 г. опирается в своих статьях на наиболее широкое понимание представительства.
Несмотря на небольшой круг участников Конвенции (4 государства), ее положения были восприняты в законодательстве отдельных государств, хотя и не присоединившихся к ней, при коллизионном регулировании представительства (к примеру, в Кодексе международного частного права Болгарии 2005 г.).
Сфера применения Женевской конвенции 1983 г. ограничена внешними отношениями представительства при международной купле-продаже товаров. Конвенция содержит положения, направленные на регулирование возникновения и определения объема полномочий агента, юридических последствий действий, совершенных агентом, в том числе без полномочий или с их превышением, частично регулирует последствия прекращения полномочий агента, имеющие значение для третьих лиц.
В отличие от Гаагской конвенции 1978 г., Женевская конвенция 1983 г. направлена на материально-правовое регулирование исключительно коммерческого представительства, причем сфера ее применения ограничена договорами международной купли-продажи товаров. Представительство согласно Женевской конвенции 1983 г. не разграничивается на прямое и косвенное, поскольку в ее статьях оговорено, что Конвенция применяется равным образом к деятельности агента от имени принципала, а также от собственного имени (ст. 1). Кроме того, определяющее значение для решения вопроса о взаимоотношениях между принципалом и третьим лицом имеет осведомленность третьего лица о том, что агент действует именно в этом качестве. В данном случае учитывается конструкция скрытого и раскрытого представительства, известная англо-американскому праву. Отношения представительства согласно Конвенции охватывают не только заключение агентом договоров купли-продажи по поручению принципала, но также и совершение агентом любых иных действий, направленных на заключение или исполнение договоров купли-продажи для принципала (т.е. действий фактического характера).
По прошествии тридцати лет со дня ее принятия Женевская конвенция 1983 г. так и не вступила в силу. Причиной этого, как отмечает М. Бонель, были не только различия в национальном законодательстве стран, но и ограничение сферы применения Конвенции договорами международной купли-продажи товаров. За ее рамками остались такие важные договоры, как лизинг, факторинг, хранение, страхование, перевозка, различного рода банковские операции [1, p. 747]. Вместе с тем, по нашему мнению, сам факт разработки и принятия Женевской конвенции свидетельствует о том, что межгосударственная унификация материально-правового регулирования отношений представительства в международном коммерческом обороте является достижимой задачей. Разрешение в этой Конвенции вопроса об объединении в одном документе норм континентальной правовой системы о прямом представительстве и доктрины скрытого представительства, признаваемой общим правом, является наиболее значимым достижением в унификации норм о коммерческом представительстве. Женевскую конвенцию 1983 г. можно признать в данной связи удачной попыткой согласования норм разнопорядковых правовых систем, тем более можно проследить ее очевидное влияние на разделы о полномочиях представителей Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА и Принципов европейского договорного права.
В современных условиях все большее значение приобретают акты негосударственной (частноправовой, неконвенционной) унификации [9, с. 85–87] — рекомендательные акты международных правительственных и неправительственных организаций, обобщающие международную коммерческую практику и обычаи (к примеру, типовые контракты, общие условия, руководства по составлению контрактов, унифицированные правила, модельные законы и т.п.), к которым обращаются непосредственно участники международного коммерческого оборота [10, с. 119–128]. К числу таких документов принадлежат, в частности, разработанные Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА) Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА (Принципы УНИДРУА).
Первоначальная редакция Принципов УНИДРУА 1994 г. не содержала норм о представительстве. Раздел 2 «Полномочия представителей» главы 2 был включен в редакции Принципов УНИДРУА 2004 и 2010 гг. Этот раздел содержит материально-правовые нормы о внешних отношениях коммерческого представительства. Вопросы внутренних отношений коммерческого представительства практически не затрагиваются, однако отдельные их стороны (субпредставительство, конфликт интересов, прекращение отношений между представителем и представляемым) регулируются в этом документе с позиций охраны прав и законных интересов третьих лиц.
При подготовке Раздела за основу были взяты терминология, структура и содержание норм Женевской конвенции 1983 г. с некоторыми изменениями [22]. В частности, была расширена сфера применения норм о представительстве. Женевская конвенция 1983 г. применяется исключительно к представительству при международной купле-продаже товаров, тогда как Принципы УНИДРУА закрепляют общие положения о международных коммерческих договорах, не ограничиваясь договором купли-продажи. К различного рода договорам подлежит применению и соответствующий раздел о коммерческом представительстве.
Принципы УНИДРУА под представительством понимают такие отношения, в силу которых одно лицо (представитель) уполномочено влиять на правовые отношения другого лица (представляемого) с третьим лицом посредством заключения договора или совершения иных действий, связанных с договором, вне зависимости от того, действует ли такой представитель от имени представляемого или от собственного имени (ст. 2.2.1). При этом представительство может осуществляться в раскрытой и скрытой форме. Представляется, что положения Принципов УНИДРУА, регулирующие раскрытое и скрытое представительство (ст. 2.2.3 и 2.2.4), удачно сочетают подходы к разграничению представительства в системе общего права и разграничению прямого и косвенного представительства в континентальном праве.
Представитель может быть уполномочен на совершение как юридических действий, так и сопряженных с ними действий фактического характера – но только наряду с юридическими. Принципы УНИДРУА не включают в понятие представительства деятельность посредников, чья задача заключается, к примеру, исключительно в том, чтобы представить контрагентов друг другу с целью дальнейшего заключения договора или вступить в переговоры относительно заключения договоров в будущем. Также схожим с Женевской конвенцией 1983 г. образом урегулированы отношения с неуполномоченным представителем (ст. 2.2.5 Принципов УНИДРУА, ст. 14 Женевской конвенции 1983 г.).
Таким образом, в Разделе о полномочиях представителей Принципов УНИДРУА учтен опыт подготовки предшествующих международных унифицированных актов, используются правовые концепции, характерные для большинства национальных правовых систем, а по некоторым вопросам предлагаются наиболее подходящие решения, хотя пока и не признанные повсеместно, но отвечающие потребностям международного коммерческого оборота.
Значительные успехи в негосударственной унификации норм о представительстве достигнуты в рамках Европейского Союза [5, с. 142–163; 11, с. 106–112]. Внешние отношения представительства в ЕС регулируются Принципами европейского договорного права (Принципы ЕДП) [13, № 3, с. 125–177; № 4, с. 152–177], которые являются сводом правил, общих для договорного права стран ЕС. Третья часть (последняя редакция) Принципов ЕДП 2002 г. посвящена регулированию общих положений договорного права, включая в том числе полномочия представителей. Применение гл. 3 о полномочиях представителей Принципов ЕДП не ограничено случаями коммерческого представительства, поскольку Принципы содержат общие положения договорного права, а соответственно, регулируют как коммерческое, так и общегражданское представительство.
Принципы ЕДП придерживаются разграничения представительства на прямое и косвенное (ст. 3:102), однако отношения прямого представительства могут предусматривать выступление представителя от имени названного или неназванного представляемого, как это принято в странах общего права. Раздел о прямом представительстве в большей степени отражает влияние континентальной правовой системы, однако сохраняется и влияние англо-американской системы права: это касается, в частности, правил о наделении представителя полномочиями и об ответственности неуполномоченного представителя. Косвенное представительство, урегулированное Принципами ЕДП, также имеет ряд общих черт с доктриной скрытого принципала в англо-американском праве. Полномочия представителя (по прямому представительству) или другого посредника (по косвенному представительству) включают вступление в юридически обязательные для представляемого им лица отношения по договору с третьим лицом.
Нормы Принципов ЕДП во многом строятся на положениях Женевской конвенции 1983 г. Это касается, к примеру, положений о наделении представителя полномочиями, о косвенном представительстве, об ответственности неуполномоченного (мнимого) представителя. В свою очередь, нормы Принципов ЕДП о конфликте интересов и субпредставительстве были восприняты разработчиками раздела о полномочиях представителей Принципов УНИДРУА в редакции 2004 и 2010 гг.
В 2008–2009 гг. был опубликован Проект общей справочной схемы [3], знаменующий собой новый этап в развитии европейского частного права и содержащий общие положения договорного права, нормы, относящиеся к отдельным видам договоров, а также к внедоговорным обязательствам [12, c. 217–227]. С разработкой Проекта общей справочной схемы в ЕС наметился переход к созданию системного и полного регулирования внутренних и внешних отношений коммерческого представительства.
В Проект общей справочной схемы включены общие положения о представительстве, одинаково применимые к общегражданскому и коммерческому представительству (гл. 6 кн. II), а также положения об отдельных видах договоров, опосредующих внутренние отношения представительства: о договоре поручения, в основном ориентированном на регулирование общегражданского представительства (ч. D кн. IV), а также о коммерческом агентском договоре (ч. Е кн. IV).
Под представителем в этом документе понимается лицо, уполномоченное по поручению представляемого непосредственным образом влиять на юридический статус последнего в отношениях с третьими лицами (ст. II. – 6:102). Такая широкая формулировка определения представительства позволяет охватить воспроизведенное в ст. II. – 6:105, II. – 6:108, II. – 6:106 разграничение прямого и косвенного представительства. Представитель может действовать от имени представляемого, а также от собственного имени, при этом определяющее значение имеет тот факт, как воспринимает действия представителя третье лицо.
Нормы ч. D кн. IV о договоре поручения объединяют конструкции договоров поручения и комиссии, т.е. поручение может быть дано на прямое и косвенное представительство, а агент может быть уполномочен на совершение и юридических, и фактических действий по поручению принципала. При этом отношения сторон по договору поручения носят возмездный характер.
Глава 3 ч. Е кн. IV, посвященная регулированию коммерческого агентского договора, базируется на положениях Директивы ЕС от 18 декабря 1986 г. № 86/653/ЕЕС «О координации законодательства государств-членов в отношении независимых коммерческих агентов» [21; также см. 6], однако содержит более детальные и конкретизированные положения о правах и обязанностях коммерческого агента и принципала, которые могут быть использованы сторонами в качестве образца при составлении коммерческого агентского договора. Документ содержит обширный блок правил об условиях и моменте возникновения права на агентское вознаграждение, сроке, расчете и порядке его выплаты. Проект общей справочной схемы включает также нормы, направленные на защиту интересов коммерческих агентов: в частности, правила о невозможности отменить или изменить соглашением сторон положения статей о выплате агентского вознаграждения.
В рамках регулирования внутренних отношений коммерческого представительства Международной торговой палатой (МТП) были разработаны акты негосударственной унификации, затрагивающие вопросы коммерческого агентирования: это Типовой коммерческий агентский контракт МТП (1 изд. 1991 г., публикация № 496 [16], 2-е изд. 2002 г., публикация № 644 [17]), а также Руководство МТП по составлению коммерческих агентских контрактов (редакция 1983 г., публикация № 410 [15]).
Типовой коммерческий агентский контракт МТП (Типовой контракт МТП) представляет собой образец контракта, к которому стороны могут обратиться при составлении индивидуальных контрактов. Его положения были разработаны с целью поддержания баланса интересов обеих сторон контракта. Руководство МТП по составлению коммерческих агентских контрактов (Руководство МТП), разработанное МТП значительно раньше Типового коммерческого агентского контракта, способствует, тем не менее, более плодотворному его использованию, поскольку обобщает сложившуюся в международном обороте практику и содержит перечень детальных рекомендаций для сторон контракта.
Под коммерческим агентом в этих документах понимается лицо, способствующее продаже товаров принципала посредством сбора заказов у потребителей. Коммерческий агент, если иное не предусмотрено контрактом, не вправе заключать от имени принципала договоры с третьими лицами или иным образом возлагать на принципала обязанности в отношении третьих лиц.
Типовой контракт и Руководство МТП содержат положения об определении права, подлежащего применению к отношениям сторон коммерческого агентского контракта. Руководство МТП (ст. 15) рекомендует сторонам всегда согласовывать в ясно выраженной форме право, подлежащее применению к их отношениям. В свою очередь Типовой контракт МТП основан на презумпции того, что отношения сторон коммерческого агентского контракта не должны регламентироваться каким-либо национальным правом, а регулируются только положениями самого контракта и принципами права, общепринятыми в международной торговле, которые могут быть применены к агентским контрактам (lex mercatoria). Любые возникающие из коммерческого агентского контракта вопросы, которые в явно выраженной или подразумеваемой форме не урегулированы положениями, содержащимися в Типовом контракте МТП, подлежат урегулированию в следующем порядке: принципами права, общепризнанными в международной торговле в качестве применимых к международным агентским контрактам; соответствующими торговыми обычаями; Принципами УНИДРУА. В любом случае арбитры должны учитывать императивные нормы права страны места нахождения коммерческого предприятия агента. Кроме того, стороны коммерческого агентского контракта могут договориться о применении к их отношениям национального права какого-либо государства.
Хотя Руководство и Типовой контракт МТП имеют факультативный характер и не являются обязательными для участников международного коммерческого оборота, эти документы широко применяются в договорной практике участниками внешнеэкономических сделок. Кроме того, при наличии ссылок на эти документы в контракте их положения могут быть использованы в качестве договорных условий во взаимоотношениях участников внутригосударственного (в том числе и российского) коммерческого оборота, если они не противоречат императивным нормам национального права.
Завершая рассмотрение унифицированных актов, регулирующих отношения представительства, отметим, что, по нашему мнению, приоритетным направлением развития правового регулирования отношений представительства в международном коммерческом обороте на универсальном уровне является разработка в рамках авторитетной международной межправительственной организации международного документа рекомендательного характера, регулирующего одновременно внутренние и внешние отношения коммерческого представительства. Такую задачу мог бы взять на себя Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), у которого накоплен положительный опыт, в частности в сфере регулирования внешних отношений представительства в международном коммерческом обороте (Женевская конвенция 1983 г., разд. 2 гл. 2 Принципов УНИДРУА). Этот документ мог бы быть разработан в форме модельного закона, а его положения могли бы быть использованы сторонами договоров, опосредующих отношения коммерческого представительства, учитываться при рассмотрении споров, возникающих из таких отношений, а также взяты за основу законодателем при совершенствовании правового регулирования коммерческого представительства.
1. Bonell M.J. The 1983 Geneva Convention on Agency in the International Sale of Goods // 32 American Journal of Comparative Law. 1984. № 4.
2. Karsten I.G.F. Explanatory Report on the 1978 Hague Agency Convention. The Hague, 1978.
3. Principles, Definitions and Model Rules of European Private Law. Draft Common Frame of Reference (DCFR). Munich: Outline Edition, 2009.
4. Асосков А.В. Коллизионное регулирование договорных обязательств. М.: Инфотропик Медиа, 2012.
5. Белоусова О.В. Унификация законодательства Европейского Союза в сфере международного частного права: аналитический обзор // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 2.
6. Власова Н.В. Директива о независимых коммерческих агентах в практике Суда Европейского Союза // Журнал российского права. 2015. № 3.
7. Власова Н.В. Регулирование коммерческого представительства в Принципах УНИДРУА 2004 г. // Адвокат. 2010. № 12.
8. Власова Н.В. Унификация коллизионных норм о коммерческом представительстве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 6.
9. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2002.
10. Мажорина М.В. Современные тенденции развития права международной торговли // Журнал российского права. 2014. № 4.
11. Муратова О.В. Роль актов мягкого права в регулировании коммерческих отношений в Европейском Союзе // Коммерческое право. 2014. № 1.
12. Муратова (Белоусова) О.В. Особенности унификации международного частного права в рамках Европейского Союза // Унификация международного частного права в современном мире: сборник статей / Отв. ред. И.О. Хлестова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2013.
13. Принципы Европейского договорного права / Пер. А.Т. Амиров, Б.И. Пугинский // Вестник ВАС РФ. 2005. № 3–4.
14. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010 / Пер. с англ. А.С. Комарова. М.: Статут, 2013.
15. Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов. Публикация № 410 / Пер. с англ. М.: Консалтбанкир, 1996.
16. Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Публикация № 496 / Пер. с англ. М.: Консалтбанкир, 1996.
17. Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Публикация № 644. 2 изд. На рус. и англ. яз. М.: Консалтбанкир, 2005.
18. Кодекс международного частного права Болгарии 2005 г. // Журнал международного частного права. 2009. № 1. С. 46–79.
19. Convention du 14 mars 1978 sur la loi applicable aux contrats d´intermédiaires et à la représentation (Convention of 14 March 1978 on the Law Applicable to Agency) // URL: http://www.hcch.net/upload/conventions/txt27en.pdf.
20. Convention on Agency in the International Sale of Goods (Geneva, 17 February 1983). URL: http://www.unidroit.org/english/conventions/1983agency/agency-convention1983.pdf.
21. Council Directive 86/653/EEC of 18 December 1986 on the coordination of the laws of the Member States relating to self-employed commercial agents // OJ L 382. 31.12.86. Р. 17–21.
22. UNIDROIT 1998, Study L – Doc. 56. URL: http://www.unidroit.org/english/documents/1998/study50/s-50-056-e.pdf