Белгород, Белгородская область, Россия
В статье рассматривается система подготовки будущего учителя начальной школы в области контрольно-оценочной и диагностической деятельности. Дается краткая характеристика авторских учебно-методических комплексов «Технология оценивания учебных достижений учащихся начальной школы» и «Педагогическая диагностика в начальных классах».
высшее профессиональное образование, Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО), образовательные результаты младших школьников, особенности оценки, компетенция.
Работа выполнялась под руководством профессора кафедры дошкольного и начального образования Белгородского института развития образования Т.М. Стручаевой.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ К КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Переход начальной школы России на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя. Как показывают исследования, проблема улучшения оценочного компонента обучения стала одной из наиболее актуальных: вокруг нее развертываются дискуссии и в связи с ней рассматривается большой круг вопросов совершенствования процесса обучения в целом.
ФГОС НОО содержат четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
- ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
- комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
- обеспечить возможность регулировать систему образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов. Иными словами, предоставить возможность принять педагогические меры для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, школе в региональной и федеральной системах образования [6].
1. Иващенко Е.В., Стручаева Т.М. Оценка образовательных достижений младших школьников: учебное пособие. — Белгород: НИУ «БелГУ», 2011.
2. Иващенко Е.В., Стручаева Т.М. Педагогическая диагностика в начальных классах. — Белгород: ИД «Белгород»: НИУ «БелГУ», 2013.
3. Иващенко Е.В., Стручаева Т.М. Педагогическая диагностика в начальной школе: рабочая тетрадь. — Белгород: ИД «Белгород»: НИУ «БелГУ», 2013.
4. Иващенко Е.В., Стручаева Т.М. Технологии оценивания учебных достижений школьников в исторической ретроспективе // Начальное образование. 2014. № 2–3.
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 3 ч. / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011.