ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются возможности активизации учебной деятельности младших школьников, развития у них самостоятельного мышления, умения работать с информацией различного типа. Автор приводит примеры из своего педагогического опыта по разработке и использованию проблемных ситуаций, которые изменяют характер учебного процесса, активизируют познавательную деятельность школьника и развивают его способности как исследователя.

Ключевые слова:
начальная школа, развивающее обучение, учебная деятельность, проблемная ситуация, субъектность обучения.
Текст

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Актуальной задачей современного начального образования является создание условий для формирования учебной самостоятельности учащихся. Это в полной мере относится как к организационной стороне обучения, так и интеллектуальному развитию обучающихся, совершенствованию их мыслительной деятельности, способности инициативно добывать и анализировать информацию.

Трудно переоценить роль учителя в данном процессе, без активной позиции и заинтересованности которого в развитии учеников достойные результаты получить невозможно.

Сегодня школе необходима педагогика сотрудничества, при которой между учителем и учеником устанавливается доброжелательное, дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, когда неудачи не кажутся непреодолимыми, не рождают чувства страха, отчужденности. Знание и понимание ребенка дает учителю тот «волшебный ключик», который позволяет открывать сердца и души детей.

Педагогика сотрудничества — это прежде всего знание личности обучающегося, учет его психологических особенностей и возможностей в процессе обучения. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у школьников. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания ученику и формального принятия им образцов поведения. Задача современного учителя — не только наглядно и доступно все объяснить, рассказать, показать на уроке, но и включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения им новыми знаниями и способностью применить их в решении познавательных, учебно-практических и жизненных задач.

Список литературы

1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Знаете ли вы своего ученика? — М.: Просвещение, 2008.

2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск: Пеленг, 1992.

3. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М.: Знание, 1985.

4. Кудряшова М.Г. Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе // Управление начальной школой. 2012. № 7.

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1975.

6. Оконь В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968.

7. Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников // Начальная школа. 2009. № 3. С. 10–12.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.

Войти или Создать
* Забыли пароль?