Статья посвящена исследованию инновационной активности российских организаций и ее влиянию на экспорт продукции. Возможность предприятий экспортировать свою продукцию на локальный, национальный и международный рынки рассматривается как конкурентоспособность российской экономики на макро-, мезо- и микроуровнях. С целью установления связи между экспортом продукции и конкурентоспособностью в работе используется probit-модель.
инновации, инновационная активность, экспортная активность, конкурентоспособность, моделирование
В общем виде под конкурентоспособностью понимают способность различных субъектов превосходить конкурентов в заданных условиях. Наличие свойства конкурентоспособности ориентирует субъекты конкурентной борьбы на активные действия по достижению определенных рыночных позиций, их удержанию, укреплению и дальнейшему расширению.
Оценка национальной конкурентоспособности представляет интерес для инвесторов, потребителей, производителей, а главное ― для государства, так как отражает способность создавать и увеличивать национальный продукт, наращивать государственные ресурсы, которые позволят обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения.
Конкурентоспособность российских товаров во многом определяется их востребованностью на внешних и внутреннем рынках. При этом если российские товары и услуги востребованы только на внутреннем рынке, то можно говорить о внутренней конкурентоспособности товаров, если же товары экспортируются на зарубежные рынки, т.е. представляют интерес для иностранных производителей, можно говорить о внешней конкурентоспособности.
1. Архипова М.Ю., Александрова Е.А. Исследование характера связи инновационной и экспортной активности российских предприятий // Прикладная эконометрика. 2014. № 38 (4). С. 88–101.
2. Архипова М.Ю., Гутман С.Ю. Основные тенденции патентной активности в России и развитых странах мира // Системы и средства информатики. 2009. № 19. С. 252–266.
3. Архипова М.Ю., Карпов Е.С. Исследование изобретательской активности России и стран мира на основе патентных информационных ресурсов // Вопросы статистики. 2014. № 7. С. 56–63.
4. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов. В 2 т. 2-е изд., испр. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Белов Е.А. Управление конкурентными преимуществами ресурсного потенциала участников рынка мясопродуктов: дис... канд. экон. наук. М., 2011. 174 с.
6. Вербик М. Путеводитель по современной эконометрике. М.: Научная книга, 2008.
7. Голикова В.В., Гончар К.Р. Кузнецов Б.В. Эмпирические доказательства обучающих эффектов экспорта WP1/2011/2. М.: ИД ВШЭ, 2011.
8. Грачева Г.А., Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. и др. Инновационное поведение российских предприятий / под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
9. Диденко Н.И., Скрипнюк Д.Ф. Моделирование устойчивого социально-экономического развития регионов Арктического пространства РФ с использованием системы экономических уравнений. СПб.: Санкт-Петербургский ГПУ, 2014.
10. Магнус Я.Р, Катышев П.К, Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2004.
11. Материалы конференции «Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий в условиях ВТО: возможности, инструменты, механизмы, инфраструктура» / Торгово-промышленная палата РФ. М., 2012.
12. Сеелева О.Н. Анализ макроэкономических показателей субъектов Арктической зоны РФ. СПб.: СпбГТУ, 2014.
13. Cимонова М.Д. Методология многомерного статистического анализа показателей глобализации международной торговли // Вопросы статистики. 2011. № 1. С. 53–57.
14. Ясин Е.Г. Конкурентоспособность и модернизация экономики: В 2 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн. 1. М.: ИД ГУ–ВШЭ, 2004.
15. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science.
16. Ancona D.G., Caldwell, D.F. Management issues facing new-product teams in high technology companies. Advances in Industrial and Labor Relations, 1987, no 4.
17. Cooke P. Knowledge Economies: Clusters, Learning and Cooperative Advantage.London, Routledge, 2001.
18. Durand M., Giorno C. Indicators of international competitiveness: Conceptual aspects and evaluation. OECD Economic Studies, Sonbahar, 1987, no 9.
19. EBRD-World Bank Management, Organization and Innovation (MOI) survey (2012). URL: http://www.enterprisesurveys.org/Data/ExploreEconomies/2012/russia.
20. Gallup (Американский институт общественного мнения). URL: http://www.gallup.com/home.aspx.
21. Higgins E.T. Knowledge activation: Accessibility, applicability, and salience. Social psychology: Handbook of basic principles. NewYork: GuilfordPress, 1995, pp. 133–168.
22. Mandeng O.J. International competitiveness and specialization. CEPAL Review, 1991, no 45, р. 25–40.
23. OECD Science, Technology and Industry Outlook, 2010.
24. OECD Reviews of Innovation Policy: Russian Federation, 2011.
25. OECD Science, Technology and Industry Outlook, 2012.
26. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations. N. Y.: The Free Press, 1990.
27. Sirotin V., Arkhipova M. Regional Structure of the Country on Costs and Results of Innovative Activity: The Case of the Russian Federation. Proceeding of the 9th European Conference on Innovation and Entrepreneurship. Edited by B. Galbraith. University of Ulster Business School and School of Social Enterprises Ireland Belfast, UK, 2014, p. 410–419.