В статье рассматривается профессиональное развитие личности в процессе реализации современных образовательных технологий, обосновывается процесс их проектирования. В качестве современных образовательных технологий, направленных на профессиональное развитие личности, рассматриваются развивающая психодиагностика, тренинги, метод проектов, деловые игры.
профессиональное развитие, образовательные технологии, развивающая психодиагностика, тренинги, метод проектов, деловые игры.
В настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В профессиональной деятельности, в жизнедеятельности человека все чаще возникают непредсказуемые ситуации, характеризующиеся большой степенью неопределенности. Это неизбежная расплата за научно-технический прогресс. От современных работников требуются качества и способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Только личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел, принимать ответственность за выполняемую деятельность. Однако зачастую в профессиональном образовании, несмотря на декларацию инновационных технологий обучения и введение новых образовательных стандартов, реализуются традиционные методы подготовки специалистов. Вместе с тем нужны технологии, ориентированные на становление, развитие личности.
При реформировании отечественного профессионального образования, системы подготовки кадров и повышения их квалификации необходимо учитывать следующие тенденции, обусловленные утверждением рыночной экономики:
- субъекты труда свободно распоряжаются своим главным капиталом — квалификацией. Значительная часть трудоспособного населения имеет возможность самостоятельно выбирать себе вид труда и работу. Реализация этой возможности требует преодоления прежней позиции наемного работника;
- в силу высокой подвижности конъюнктуры рынка каждому человеку в течение жизни придется часто менять не только место работы, но и специальность и профессию, т.е. специалист должен быть профессионально мобильным;
- развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам. Помимо профессиональных знаний и умений востребованными стали профессионально важные качества и экстрафункциональные способности1;
- одним из основных структурных изменений производства становится развитие малого бизнеса и малых форм производства. При этом существенно изменяются требования к работникам: они должны иметь широкий профессионально-квалификационный профиль. Всячески поощряется самозанятость трудоспособных членов общества — людей, способных создавать себе рабочие места, организуя малые предприятия.
Эти тенденции оказывают существенное влияние на кадровую политику России. Она должна быть сориентирована на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, социально и профессионально важными качествами, а также экстрафункциональными профессиональными способностями. При этом целью современного профессионального образования должно быть развитие направленности, компетентности, профессионально важных качеств и психологических свойств, а реализуемые образовательные технологии должны быть направлены на профессиональное развитие личности. Под образовательной технологией, направленной на профессиональное развитие личности, мы понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности.
____________________
1Экстрафункциональные способности — это общепрофессиональные способности, необходимые для широкого круга профессий, например коммуникативные, организаторские, технические, диагностические и др.
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991. — С. 132.
2. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации. Психологические проблемы самореализации личности // под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. — СПб., 1997. — С. 20—37.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.