В статье представлены результаты мониторингов ректорского и деканского корпусов, научные исследования и учебно-методические разработки, способные оказать научно-методическую поддержку деятельности вузовских руководителей.
менеджмент, вуз, ректоры, деканы, заведующие кафедрами
Уроки истории. В конце прошлого века советская система высшего профессионального образования попала в жесточайший кризис. Сформированная для выполнения заказа лишь одного заказчика — государства, ― система перестала соответствовать изменившимся условиям и новым требованиям, и не имея других опор (родители, выпускники, работодатели, общество), потеряла свою устойчивость.
Традиционные условия управленческой деятельности в советский период сводились к следующим моментам:
- централизованное распределение выпускников;
- высокое качество отбора абитуриентов по их успеваемости;
- приоритетная роль учебного процесса;
- слабое развитие информационных технологий;
- сравнительно высокий уровень материального обеспечения и мотивации труда преподавателей;
- временнóе ограничение для занятия должности заведующего кафедрой — 5 лет (следующие 5 лет — с разрешения Минвуза СССР).
1. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности: Монография / Под общ. ред. С.Д. Резника. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2013.
2. Резник С.Д. Деканы России: кто они? Педагоги? Ученые? Менеджеры? // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3.
3. Резник С.Д. Менеджмент в высшем учебном заведении — на пути к профессиональному руководству // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 4.
4. Резник С.Д. Ректорский корпус: будущих ректоров нужно готовить с молодости. Поиск, 2 октября 2009 г.
5. Резник С.Д. Ректоры и деканы России: система и механизмы профессионального становления // Пульс. 2013. № 3.
6. Резник С.Д. Управление кафедрой. Учебник для вузов с грифом Минобразования РФ. М.: Инфра-М, 2015.
7. Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики / Под ред. С.Д. Резника. Пенза: ПГАСА, 2003.
8. Резник С.Д., Еремкин А.И., Сазыкина О.А. Укрепление управленческой вертикали в региональном вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 2.
9. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6.
10. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3. С. 43–52.
11. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 74–80.
12. Резник С.Д., Фомин Г.Б., Сазыкина О.А. Ректоры России: система и механизмы профессионального становления / Под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013.
13. Резник С.Д., Фомин Г.Б., Сазыкина О.А., Шестернина О.И. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности / Под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013.
14. Резник С.Д., Юдина Т.А. Репутация как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности российского вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2. С. 81–91.
15. Резник С.Д., Юдина Т.А. Система и механизмы управления репутацией высшего учебного заведения // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 2 (66). С. 51–57.
16. Резник С.Д., Юдина Т.А. Управление репутацией высшего учебного заведения. М.: ИНФРА-М, 2014.
17. Ректоры России: система и механизмы профессионального становления: Монография / Под общ. ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013.
18. Управление в социально-экономических системах бесприбыльного сектора / Под ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2014.
19. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы: монография / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2015.
20. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад / Рук. авт. коллектива В.М. Филиппов. М.: Логос, 2005.
21. Управление высшим учебным заведением. Учебник с грифом УМО / Под ред. В.М. Филиппова и С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013.
22. Резник С.Д. Управление кафедрой: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015.
23. Управление факультетом. Учебник с грифом УМО / Под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013.
24. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения. Учебник с грифом УМО / Под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013.
25. Человеческий капитал: теория и практика управления в социально-экономических системах: монография / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2014.