В статье рассматривается взаимосвязь интеллектуального потенциала и развития безопасности общества. Автор рассматривает вопросы безопасности как системную характеристику любой социальной системы на мега- макро- и микро- уровнях — государства, бизнес-корпорации, общественной организации. Безопасность нашего Отечества зависит от того, каким образом используется интеллектуальный потенциал элементов социальной системы, находящихся на разных уровнях социальной иерархии, и от того, насколько этот потенциал направлен на развитие всего общества.
интеллектуальный потенциал, культура безопасности, стабильность, конкуренция в политической системе, кооперация, развитие, управление интеллектуальными ресурсами.
Проблема технологического развития страны в современных условиях рассматривается уже не только как научно-техническая, но и как национальная проблема экономического выживания и устойчивого развития страны в современном мире, поскольку интеллектуальная развитость, интеллектуальный потенциал общества и индивида определяют возможности не только развития, но самого существования, выживания в нынешнем мире. Главный вопрос, на который следует ответить, заключается в том, как повысить интеллектуальный ресурс общества и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Интеллектуальный ресурс общества включает в себя получение нового знания (собственно наука), его распространение (все виды образования), а затем и применение. Уровень научно-технического развития региона в конечном счете определяется развитием системы получения нового знания, т.е. образования. Не случайно интеллектуальный потенциал общества входит в состав интегрального показателя человеческого потенциала (ИРЧП). В нем по определенным правилам суммируются три показателя качества жизни населения: уровень благосостояния (выражается в цифрах среднедушевого дохода), состояние здоровья (выражается через показатель средней продолжительности жизни), образованность (оценивается по уровню грамотности населения, а также доли молодежи получающей образование в учебных заведениях. Интеллектуальный потенциал тоже является интегральным, зависящим от образованности населения и состояния науки.
Поэтому в современном глобальном информационном мире главная миссия государства должна быть направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации — главной составляющей устойчивого и динамичного развития России.
Отметим, что соединение терминов «устойчивость» и «самоорганизация» само по себе содержит противоречие, поскольку термин «самоорганизация» связывается со спонтанным, самопроизвольным возникновением упорядоченности организации или ее изменение в системах, состоящих из элементов различной природы. В результате такого процесса с использованием интеллекта и энергии граждан может быть создана новая, более совершенная социальная организация, способная развиваться. Процесс этот будет безопасным и результативным при условии, если у его участников будет иметься общность целей, возникающих на базе совпадающих интересов. Объединившись в силу своих потребностей и ради решения своей проблемы, люди вынуждены решать более общую задачу, которая непосредственно в их интересы до того не входила, так как все участники понимают, что без достижения этой более общей цели нельзя достичь своих целей. В этом случае кооперативные отношения создадут условия для выдвижения такого лидера, который с наименьшими издержками организует усилия всех для достижения общей цели. Такая конкуренция в интересах целого создает условия для развития социальной системы.
1. http://news.mail.ru/politics/11378219/.
2. Dasgupta P., David P. Towatd a new economict of science // Research Policy. — 1994. — P. 23.
3. См.: Курдюмов С.П. Что впереди: катастрофа или… Рабочая трибуна. 1999. 11 июня. Законы коэволюции социальных систем, человечества, природы // Всероссийский Форум «Миллион друзей». Сборник материалов научно-практической конференции в Нижнем Новгороде 13—14 октября 2000 г. — М., 2001.
4. Кузнецов В.Н. О социологическом смысле идеологии консолидации: геокультурный аспект. Безопасность Евразии. 2003; 3 (13). Культура безопасности современного Российского государства. — М., 2002.
5. Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России (социолого-методологические аспекты). Изд. 2-е, дополненное. — М., 2008.
6. Василенко В.И., Василенко Л.А., Рухтин М.В., Чернов Е.А. Трансформационные процессы в системе допуска к государственной тайне / под общ. ред. А.А. Прохожева. —М.: Проспект, 2010.
7. Моисеев Н. Мир XXI века и христианская традиция // Экология и жизнь. — 2003. — № 1; http://www.belani.narod.ru/1/IN/moisej.htm