В настоящее время в Российской Федерации модернизируется система образования, основным направлением которой является введение новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих переход системы образования к качественно-результативной модели. Таким образом, повышение эффективности труда преподавателей, от которой зависит качество образования - ключевая задача, руководителей вузов. В статье представлена эволюция подходов к организации оплаты, нормированию, направлениям деятельности труда преподавателя начиная с XVIII века. В статье рассмотрено современное состояние заработной платы преподавателей вузов в параллели со средней заработной платой по регионам, а также с заработной платой преподавателей вузов других стран. Кроме того, проанализированы современные шаги по реформе заработной платы в вузах России.
высшее образование, профессорско-преподавательский состав, оплата труда, эффективность труда, «преподаватель-студент», педагогическая нагрузка.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ ОПЛАТЫ ВУЗОВСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
То, что оплата труда педагогов высшей школы остается постыдно низкой, признается практически всеми. В своей предвыборной программе В. Путин подчеркивал необходимость двукратного повышения к 2018 г. уровня средней заработной платы преподавательского корпуса по отношению к среднему по региону.
Результаты анализа подходов к организации оплаты труда преподавателей высшей школы за последние 300 лет [1, 4, 10, 11] представлены в табл. 1.
Если попытаться определить причину резкого снижения заработной платы работников образования в 90-х годах, то следует напомнить, что все нынешние методики определения фонда оплаты труда исходят из численности профессорско-преподавательского состава, определяемой по приведенному к очной форме обучения контингенту студентов. До 1936 г. численность ППС определялась на основе ежегодных расчетов учебной нагрузки в вузах и нормативной учебной нагрузки на преподавательскую должность. В 1936 г. была введена схема расчета численности преподавателей через среднегодовой приведенный контингент. Для определения требующейся численности преподавателей предлагалось использовать так называемый показатель «преподаватель-студент». За основу приведения была принята очная форма обучения, остальные формы обучения приводились к ней путем соотношения трудозатрат при помощи понижающих коэффициентов.
С принятием федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» методика использования показателя «преподаватель-студент» стала обоснованием расчетной. Тогда же Государственным комитетом по высшему образованию России была разработана ведомственная методика расчета базового ФОТ, согласно которой расчетная величина складывалась как сумма ставок ППС по всем формам обучения и уровням образовательных программ. В настоящее время в связи с введением многоуровневого образования (бакалавриат, магистратура) по рекомендации Минобрнауки России при расчете соотношений бакалавры и магистры приравниваются к студентам очной формы обучения.
1. Андреев А.А. Проблемы нормирования туда научно-педагогических работников [Электронный ресурс] / А.А. Андреев: — Режим доступа: htpp: www.iet/mesi.ru/seminar/theme2/1.htm, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
2. Васильев В.П., Гуртов В.А., Мезенцев А.Г. Система образования и рынок труда в странах Северной Европы [Электронный ресурс]: — Режим доступа: // http://www.labourmar-ket.ru/Pages/actuals/sbornik/st7.htm, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
3. Гераскин Н.И. и др. Совершенствование норматива соотношения ППС и студентов в федеральных и исследовательских университетах // Университет. Управление: практика и анализ. — 2008. — № 3. — С. 42.
4. Золин С.М. Истоки высшей школы России. — М., 2002; Кинелев В.Г. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 г. — М.: НИИВО, 1995; Очерки по истории научных учреждений в СССР. — М.: Наука, 1976.; Шипилов А. Зарплата российского профессора в прошлом, настоящем и будущем // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2003. — № 4. — С. 33—42.
5. Как различаются зарплаты профессоров в разных странах мира [Электронный ресурс]: — Режим доступа: // http://news2.ru/story/363117/, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
6. Официальный сайт Госкомстата. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_11/IssWWW.exe/Stg/d1/0810.htm, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
7. Официальный сайт Госкомстата. — Режим доступа: // http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/wages, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
8. Официальный сайт Министерства образования и науки. — Режим доступа// http://минобрнауки.рф/новости/2849/файл/1341/12.11.23-Вузы-Октябрь-Мониторинг.pdf, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
9. Путин В.В. Мы будем повышать зарплату преподавателей вузов [Электронный ресурс] — Режим доступа:// http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/26/vladimir_putin_my_bu-dem_povyshat_zarplatu_prepodavatelej_vuzov), свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
10. Минева О.К. Нормирование и оплата труда в высшем учебном заведении. — Астрахань: Новая Линия, 2006.
11. Минева О.К., Кочеткова Н.Н. Систематизация моделей оплаты труда преподавателей вузов // Человек и труд. — М., 2013. — № 1. — С. 46—49.