КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД — ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЛОВОЙ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается сущность компетентностного подхода как эффективного инструмента оценки, отбора, обучения и развития персонала. Отражаются преимущества, основные особенности и тенденции использования компетентностного подхода при оценке и аттестации государственных гражданских служащих. Также описаны основные правовые акты Российской Федерации, регулирующие данные процессы.

Ключевые слова:
деловая оценка, кадровая технология, компетентностный подход, гражданские служащие, аттестация, кадровый резерв.
Текст

Компетентностный подход как эффективный инструмент оценки, отбора, обучения и развития сотрудников используется в практике управления персоналом с 1970-х годов ХХ века. Компетенциям сейчас отводится важная роль в политике и практике управления персоналом. В частности, его применение в процессе оценки сотрудников позволяет отобрать специалистов, чьи профессиональные и личностные качества максимально соответствуют требованиям должностей. Несмотря на многообразие толкования сущности компетенции, общепринятым сегодня является мнение, согласно которому компетенция проявляется в поведении и может быть описана как стандарт поведения, объединяющий знания, навыки и личные качества человека и определяющий эффективность работы. Таким образом, компетенцию можно определить как совокупность ряда личностных характеристик, свойств, способностей, навыков и особенностей мотивации, которыми должен обладать человек для успешной работы в рамках задач конкретной должности и организации в целом [11].

В российской научной литературе, посвященной исследованиям особенностей государственного управления, последние десять лет господствует идея о необходимости внедрения новых подходов и технологий, которые подтвердили свою результативность в различных сферах экономики в практику государственного управления. Один из таких подходов — это компетентностный подход к управлению человеческими ресурсами. Это обусловлено, тем, что эффективность деятельности органов государственной власти во многом обусловливаться качеством их человеческих ресурсов, их способностью и готовностью к решению сложных задач в динамично развивающихся и усложняющихся условиях реформирования системы публичной власти. Особенности таких профессиональных групп, как государственные служащие, содержатся не только в их правовом статусе, но и в тех требованиях, которые предъявляются к ним для эффективного исполнения функциональных обязанностей. Поэтому формирование высокопрофессионального и компетентного кадрового корпуса государственной службы с соответствующим уровнем профессиональной компетентности представляется принципиально важным условием успешной реализации реформ и решения задач, стоящих перед органами власти на современном этапе.

Применение компетентностного подхода при оценке специалистов органов управления предполагает ориентацию на будущее, т.е. на возможности моделирования и построения профессионального пути с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Решение указанных задач позволит служащему максимально полно и всесторонне раскрывать собственный потенциал, удовлетворяя собственные потребности и потребности службы (общества) в целом.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

3. Закон Забайкальского края от 29.07.2008 № 21-ЗЗК (ред. от 26.09.2008) «О государственной гражданской службе Забайкальского края».

4. Постановление Губернатора Забайкальского края от 01.02.2010 №4 «О Комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Забайкальского края» (в редакции постановления Губернатора Забайкальского края от 04.06.2010 № 18).

5. Постановление Правительства Забайкальского края от 28.04.2009 № 173 «О Положении о кадровом резерве на государственной гражданской службе Забайкальского края».

6. Апенько С.Н. Оценка персонала: Эволюция подходов и технологии их использования / под ред. B.C. Половинко. — М.: Информ-Знание, 2004.

7. Дудаева Л.М. Оценка персонала. Методология, теория и практика. — М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2008.

8. Идигова Л.М. Оценка персонала: новые научные подходы. —М: АТиСО, 2009.

9. Лайл М. Компетенции на работе / пер. с англ. — М: HIPPO, 2005.

10. Мякушкин Д.Е. Социально-психологические аспекты комплексной оценки персонала организации. — Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2004.

11. Уиддет С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. М.: ГИППО, 2008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?