ИЗМЕРЕНИЕ НА ЛИНЕЙНОЙ ШКАЛЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описана процедура измерения качества работы школы на линейной шкале. Такие оценки являются необходимой основой для проведения мониторинга школ и их сравнения. Разработан опросник для операционального определения качества работы школ в виде набора индикаторов. Опросник рассматривается как измерительный инструмент для оценки качества работы школ на линейной шкале, что необходимо для мониторинга и сравнительного анализа школ. Анализ качества опросника и измерение качества работы школ осуществляется в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша. Рассмотрены индикаторы, которые лучше других дифференцируют школы с низким и высоким качеством их работы, а также индикаторы наиболее и наименее адекватные модели измерения. Приведены характеристические кривые этих индикаторов. Получены оценки местоположения школ и индикаторов на одной и той же линейной шкале «качество работы школы». Результаты измерения использованы для сравнения школ по качеству их работы. Показано, что между лицеями и средними образовательными школами существует большее различие, чем между средними и основными образовательными школами по латентной переменной «качество работы школы».

Ключевые слова:
качество работы школы, измерение латентной переменной, линейная шкала, модель Раша.
Текст

Рейтинги в сфере образования во всем мире являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.

В нашей стране, в связи с переходом на новые образовательные стандарты образования, расширено общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, эффективности. Популярной становится независимая оценка качества образования, которая в соответствие с постановлениями Министерства образования и науки РФ проводится практически во всех регионах и муниципальных образованиях [2, 7, 8].

Самой распространенной формой оценки качества работы образовательных учреждений являются рейтинги. Рейтинги, прежде всего, необходимы для потребителей информационных услуг — учащихся и их родителей. Рейтинги являются также важным фактором для выбора школы. Кроме того, рейтинги важны для самих школ, поскольку являются информационной базой для корректировки и повышения качества образовательных программ. Рейтинги нужны и для учредителей, и для общественных организаций в целях оптимизации сети образовательных учреждений [1].

Список литературы

1. Вальдман, И.А. Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании / И.А. Вальдман // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 129–144.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы // минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 05.06.2014).

3. Маслак, А.А. Разработка методики измерения качества образования в школе: методические рекомендации / А.А. Маслак, О.В. Леус, А.А. Данилов. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. 68 с.

4. Маслак, А.А. Измерение латентных переменных / А.А. Маслак, С.А. Осипов / Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2013618487. Дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 10 сентября 2013 г.

5. Маслак, А.А. Измерение латентных переменных в социальных системах / А.А. Маслак. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2012. 432 с.

6. Маслак, А.А. Измерение качества высшего образования в странах мира / А.А. Маслак, Т.С. Анисимова // Педагогическая диагностика. 2004. № 1.

7. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций // минобрнауки.рф/документы/3710 (дата обращения: 05.06.2014).

8. Об образовании в Российской Федерации // минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 05.06.2014).

9. Andrich, D. Advanced Social and Educational Measurement. Murdoch University, Perth, Western Australia, 2001. 128 p.

10. Wilson, M. Constructing Measures: An Item Response Modeling Approach. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum associates, 2005. 228 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?