Высшее учебное заведение является некоммерческой организацией, а следовательно, для привлечения средств может использовать методы некоммерческих организаций. Как показывает практика, многие некоммерческие организации используют в своей деятельности различные методы привлечения средств. Подобная работа не может быть эффективной, так как привлечение средств — сложный процесс, требующий профессионального подхода и систематической работы. В статье представлена система фандрайзинга, в которой имеются свои технологии, принципы и методики. Основная идея построения организационной структуры состоит в том, чтобы сосредоточить работу со студентами, аспирантами и учеными университета в одном управлении.
фандрайзинг, ресурсы, услуги, доходы.
Фандрайзинг как форма материальной поддержки развития интеллектуальных ресурсов
В экономике знаний способность организации к постоянной инновационной деятельности, создающей конкурентные преимущества, базируется на непрерывном развитии системы знаний и наличии соответствующих этой системе человеческих ресурсов. Конкурентоспособность вузов как образовательно-научно-инновационных комплексов базируется на компетенциях, инициативе и предпринимательской активности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников [2].
Система финансирования науки в вузах и научно-исследовательских организациях состояла из следующих этапов:
- финансирование физического лица — личности ученого. Это дает определенную свободу ученому в научном и финансовом плане;
- государственная поддержка вузов, которая выражается в поддержке ведущих ученых и научных коллективов, способных «обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-технического творчества молодежи» [3];
- финансирование научных проектов через грантовую систему, представляемых ученым на проведение научных исследований на конкурсной основе.
Классический пример первого этапа финансирования — позиция профессора исследовательского университета в Германии в конце XIX — начале ХХ в. Профессор университета являлся одновременно высокопоставленным государственным чиновником, причем пожизненно. Такое положение научной элиты давало исключительную независимость ученому и очень высокую степень свободы и автономии в научной деятельности. Существование такой системы финансирования сопровождалось беспрецедентным расцветом науки в Германии [4].
Значительным недостатком второго этапа финансирования профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников является крайне низкий объем денежных средств, выделяемых вузам на научную деятельность.
Преимущество третьего этапа финансирования — это возможность контроля эффективности научных исследований. Идея эффективности грантовой поддержки высшей школы основана на том, что получение гранта — конкурентный процесс, а эффективный конкурентный механизм — гарантия успешной эволюции [4]. Привлечением дополнительных источников финансирования вузовской науки, в частности за счет грантов, — это деятельность, которая уже давно приобрела свое название — фандрайзинг.
Эффективнее всего начать деятельность по фандрайзингу с работы в рамках отечественных фондов, однако нельзя рассчитывать на быструю материальную отдачу. Здесь необходимо иметь опыт и определенные навыки, владеть информацией о фонде, его принципах работы и миссии, обладать навыками подготовки проектной заявки, что является обязательными условиями успешного фандрайзинга.
1. Борзов С.В. Роль и место фандрайзинга в процессе кругооборота ресурсов, услуг и доходов высшей школы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://researchjournal.org/featured/economical/rol-i-mesto-fandrajzingav-processe-k
2. Гуськова Н., Краковская И. Система управления человеческими ресурсами университета: актуальные задачи и направления совершенствования // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2010. — № 6.
3. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001—2005 годы Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fns.nspu.ru/nirs/contsept.htm
4. Сергеев В. Система финансирования науки и проблема креативности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iir0.mephi.ru/library/Computerra/2002/441/17635/index.html