Калуга, Калужская область, Россия
В статье представлено авторское видение структуры и содержательного наполнения единой информационно-образовательной системы, представляющей собой программный продукт «Информационно-образовательная система сопровождения саморазвития учащихся», апробация которого проведена в рамках реализации научного проекта при поддержке РГНФ и Правительства Калужской области на базе сельских школ Калужской области, проект № 14-16-40007а(р). Основная задача единой информационной системы сопровождения заключается в существенном упрощении работы педагога на разных этапах методического и психолого-педагогического сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности, анализа результатов деятельности, максимальной автоматизации процесса тестирования учащихся, исключении человеческого фактора, способного внести ошибку в процессе анализа результатов, и удобстве составления рекомендаций по работе с учащимися. Структурными компонентами программного продукта являются: аналитическая система, включающая редактор блока мониторинга саморазвития учащихся; систему учета и анализа, которая представлена индивидуальным профилем учащегося, блоком статисти- ческой обработки, представления результатов, выработки психолого-педагогических рекомендаций, блоком анализа динамики саморазвития личности учащихся и т.д. В системе возможно ведение индивидуального профиля каждого учащегося, проведение диагностики саморазвития учащихся, обработка и хранение данных диагностических исследований, составление психолого-педагогических рекомендаций и маршрутов индивидуального саморазвития для каждого учащегося, формирование индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом результатов тестирований, бесед с родителем и ребенком, рекомендаций психологов и педагогов. Система способна осуществлять как учет результатов отдельно взятого учащегося во временной области, так и статистическую обработку результатов групп учащихся, сорти- ровку и анализ результатов согласно требуемым критериям. Единая информационная система сопровождения саморазвития учащихся может найти широкое применение в образовательной практике внеурочной деятельности в освоении ФГОС начального общего образования. Материалы статьи могут представлять интерес для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, психологов, а также педагогических работников образовательных организаций, реализующих мониторинг саморазвития учащихся по линии ФГОС начального общего образования.
единая информационно-образовательная система, мониторинг, саморазвитие личности, внеурочная деятельность, индивидуальный маршрут саморазвития.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты и социальный проект развития личности, общества и государства Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определили в качестве приоритетной задачи современного этапа обновления образовательного процесса ориентацию на максимальную индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения развития ребенка под руководством педагога, психолога.
Реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных траекторий развития учащихся, создания индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных образовательных программ.
В связи с этим в образовательных организациях всех типов и видов большое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение детей, которое, в свою очередь, требует информационной поддержки [8].
Для обеспечения высокого качества учебного процесса в современных образовательных организациях важным становится наличие следующих факторов:
- электронные учебные материалы (презентации, интерактивные уроки);
- виртуальные тесты и средства обработки;
- информационная система, способная осуществлять как учет результатов отдельно взятого учащегося во временной области, так и статистическую обработку результатов групп учащихся, сортировку и анализ результатов согласно требуемым критериям [1, 5, 6].
Особенно благоприятным и естественным для оказания психолого-педагогического сопровождения учащегося представляется внеурочная деятельность, которая располагает широким спектром образовательных и развивающих возможностей.
1. Иванов, Н.Г., Иванова, И.В. Единая информационно-образовательная система: новый подход к реализации психолого-педагогического сопровождения саморазвития обучающихся внешкольных учреждений // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 142–149.
2. Иванова, И.В. Модель сопровождения саморазвития учащихся сельской школы во внеурочной деятельности // Вопросы воспитания. 2014. № 3(20). С. 29–41.
3. Иванова, И.В., Логинова, Л.Г. Технология мониторинга саморазвития младших школьников во внеурочной деятельности // Методист. 2014. № 10. C. 9–19.
4. Иванова, И.В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект: монография. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 265 с.
5. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2005. 192 с.
6. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 406 с.
7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373). М., 2009.