Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Сущностный характер происходящих изменений в профессиональной жизни преподавателя требует активации аксиологических ресурсов его непрерывного образования. Определение аксиологических оснований построения непрерывного образования преподавателя высшей школы позволит обеспечить целенаправленное продвижение профессионала к идеалу гармонии как ценностному ориентиру цивилизации нового типа. Особую значимость приобретает осмысление возможностей аксиологического подхода в использовании потенциала образования для становления и развития профессионально значимого умения преподавателя высшей школы работать с содержанием своего ценностного мира. В статье анализируется проблема повышения качества высшего образования за счет оптимизации профессиональной деятельности преподавателей университета. Для решения этой проблемы предлагается рассмотреть потенциал непрерывного образования профессионала. Характер помощи преподавателю в конструировании индивидуального образовательного маршрута определяется аксиологическим подходом к моделированию современного содержания и технологий непрерывного образования преподавателя высшей школы.
непрерывное образование, профессиональная деятельность преподавателя, профессионально-образовательная среда, преподаватель высшей школы, аксиологическое содержание образования.
Одним из направлений социально-экономического развития страны, согласно Плану мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.), является значительное повышение эффективности образования и науки в период с 2012 по 2018 г., в том числе через формирование в стране системы эффективных университетов.
Способ повышения эффективности университетов предполагает в том числе введение практики «эффективных контрактов», которая должна создать здоровую конкуренцию среди научно-педагогических работников и, как следствие, обеспечить формирование корпуса эффективных преподавателей. Характер требуемых изменений, задачи, которые ставятся перед современным преподавателем отечественной высшей школы, — все это актуализирует вопрос: нужны ли дополнительные усилия со стороны университета, чтобы обеспечить новое качество его профессиональной деятельности? В рамках ответа на этот вопрос необходимо обратиться к ресурсам непрерывного образования профессионала, которое сегодня рассматривается в качестве формы существования человека в профессии, обеспечивая все требуемые изменения в личности или деятельности работника.
1. Ежова, Т.В. Проектирование педагогического дискурса: методология, теория, практика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 320 с.
2. Козырев, В.А. Теоретические основы развития гуманитарной среды педагогического университета. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. 275 с.
3. Митина, Г.В. Персонифицированная модель подготовки педагогов к сопровождению социализации младших школьников // В мире научных открытий. 2014. № 11.7 (59). С. 2507–2521.
4. Плугина, А.М. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателя высшей школы: автореф....д-ра пед. наук. М., 2009. 38 с.