В мировом спорте психология используется на протяжении долгого времени. В наиболее развитых спортивных странах уже на протяжении многих лет внимание акцентируется на развитие психологической и тренерской компетенций, а не просто на развитие спортивных технических навыков. Спортивные соревнования по баскетболу протекают в условиях конфликта, и вследствие этого они оказывает многостороннее влияние на психическую деятельность участников. Более того, эффективность деятельности во время игры зависит в большой степени от уровня развития психо-эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер спортсменов. Следовательно, изучение психологического фактора в процессе достижения спортивного мастерства по баскетболу в женской сборной, для которой характерны специфические психологические особенности, представляет значительный интерес. Исследование личностной предрасположенности и как результат психо-социального поведения играет важную роль в спортивной деятельности, во время тренировочного процесса, а также во время соревнований. Установление между различными характеристиками психолого-педагогического взаимодействия является необходимым для процесса индивидуального и группового управления командой в экстремальных ситуациях. В первой части статьи мы представим характеристики личности, которые оценивались с помощью теста Гофа (шкала творческих характеристик личности), которые значительно коррелируются со спортивной эффективностью, а также с моделью личности, обусловливающих высокую эффективность спортивной игры. Во второй части статьи мы представим инновационную психологическую систему взаимодействия между намерением, уверенностью в себе, эмоциями, оказывающего влияние на игровую концентрацию в командной сплоченности и в самостоятельно созданной игроком ситуации. Система IMOPEKSIS представляет собой синтез новейших достижений в сфере достижения успешности, бизнеса и спортивной психологии, имеет 30-летний опыт постоянных экспериментальных тренировок и спортивных соревнований. Эксперимент подтвержден ежедневными изменениями поведения, индивидуума и партнера, группы, ситуационных эмоций, оцененными спортивными достижениями женской баскетбольной команды в качестве вице-чемпионов на мировых и европейских чемпионатах и медалями польского чемпионата.
женский спорт, психология, эмоции, баскетбол, тест Гофа.
1. Потребности как основа оценивания психо-педагогического поведения в сфере эмоций, намерений, формирования уверенности в себе, концентрации игрока и группы во время тренировок и спортивных соревнований. Формирование правильных взаимоотношений в системе «баскетболист - баскетболист» и «тренер - баскетболист» является исключительно сложной и деликатной задачей. В этих системах многое зависит от личностных черт самого тренера, а также его учеников. Установлено, что эти отношения зависят от объективных факторов (возраста, пола, уровня спортивной подготовки, времени, проведенного с данным тренером во время тренировки), а также от субъективных факторов (интеллектуального и культурного уровня развития тренера и игроков, стиля руководства, психологическая сплоченности, личностно-ценностной системы и взглядов на жизнь) [1,14,15]. Актуальность проблемы лидерства в баскетболе подчеркивается многими специалистами, которые указывают, что отсутствие лидеров в спортивной команде можно рассматривать как отрицательный синдром [19,21]. Исследование личностной предрасположенности (склонности) играет важную роль в спортивной деятельности - в ходе тренировочного процесса, а также во время соревнований. Установление отношений между различными характеристиками предрасположенности (склонности) особенно важно в реализации принципов индивидуализации. У спортивных игроков (в том числе, баскетболистов) проявляются