Рассмотрена процедура разработки Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. Отмечена неоднозначность требований к содержанию Планов, которые предъявляются постановлением Правительства РФ и рекомендациями Ростехнадзора. Для обеспечения промышленной безопасности рекомендуется создать единый руководящий документ, в соответствии с которым должна разрабатываться документация по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
промышленная безопасность, план локализации и ликвидации аварий.
Проблеме промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) в РФ всегда уделялось пристальное внимание, о чем свидетельствует принятие ряда нормативно-правовых актов на уровне как законодательной [1], так и исполнительной [2–6] власти, которые устанавливают требования к разработке документов, определяющих порядок действий при ликвидации аварии и ее последствий. В данной статье рассмотрены результаты практики применения нормативно-правовых актов при планировании локализации и ликвидации аварий на опасных производственных объектах.
Федеральный закон 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1] в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (ОПО) к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, обязывает руководителей предприятий, эксплуатирующих ОПО I–III классов опасности, разрабатывать Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (Планы мероприятий). План мероприятий — важный, сложный, ответственный и трудоемкий документ, от уровня разработки которого зависит правильность действий подразделений аварийно-спасательных формирований и персонала ОПО. От этого в случае аварии может зависеть число жертв как среди сотрудников самого предприятия и соседних предприятий, так и среди населения близлежащих населенных пунктов. Неправильные и несвоевременные действия персонала аварийно-спасательных формирований из-за ошибок в Плане мероприятий могут привести к существенному ухудшению условий жизнедеятельности и негативному воздействию на окружающую среду и экосферу в целом.
1. О промышленной безопасности опасных производственных объектов. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ, в действующей редакции от 31.12.2014. — М., 2015.
2. Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. Утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 26.08.2013 № 730 // Собрание законодательства РФ от 22.09.2013, № 35, с. 4516.
3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств». — М.: ЗАО НТЦ ПБ, 2013.
4. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности». — М.: ЗАО НТЦ ПБ, 2013.
5. Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах. Утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2012 № 781.
6. Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах. РД 09-536-03. Утв. постановлением Госгортехнадзора России от 18.04.2003 № 14. — М.: Российская газета 18.06.2013, № 120/1.