В статье рассматриваются сравнительные особенности применения административных и социальных методов управления в России применительно к управлению инновациями.
социальное управление; административное управление; управление инновациями.
Чтобы встать на рельсы экономического, политического и культурного процветания в России, необходимо добиться налаженности и прозрачности всех управленческих процессов, ликвидировать коррупцию, совершенствовать механизмы взаимодействия управляющей и управляемой подсистем и решить еще множество других задач. Главным условием достижения данных целей является решение проблемы управления и управляемости как в стране, так и в организации.
Действительно, зачастую во многих организационных структурах не умеют правильно поставить цели и донести их до всех исполнителей, не говоря уже об объяснении их значимости, возможных способах их достижения, наделении необходимыми для этого полномочиями и инструментарием, а также обеспечении механизмов контроля и мониторинга. Так, например, прежнее руководство российской трубопроводной монополии «Транснефть» обвинили, и небезосновательно, в растрате миллиардов долларов при строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО): финансирование проектирования и строительства ВСТО осуществлялось с превышением сметы, согласованных с правительством на 10 млрд руб. Генподрядчик и субподрядчики компании получали необоснованно высокую оплату своих услуг.
Самое главное — данная проблема существует повсеместно: не только на уровне государства в целом, т.е. на макроуровне, но и на микроуровне. Во многих частных организациях персонал не мотивирован на эффективную работу и выполнение поставленных задач, коллеги не могут слаженно работать друг с другом, у отдельных работников нет четко очерченного круга полномочий и обязанностей.
Так как же снять проблему управления и управляемости? Для начала стоит рассмотреть само понятие «управление». С научной точки зрения управление — это направленная координация и организация объекта управления. Оно может осуществляться несколькими методами: административными, экономическими и социальными. Зачастую выделяют также и другие методы управления, например психологические, законодательные и другие, но так или иначе их можно отнести к одному из трех названых методов. В данной статье основное внимание будет уделено социальному и административному управлению, отличных друг от друга как по содержанию, так и по методам управления.
Административные методы основаны на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности. К основным формам их выражения относятся:
- прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
- установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;
- разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
- контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников;
- приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для всех нижестоящих по должности.
1. Василенко Л.А. Менеджмент социальных инноваций. — М., 2010.
2. Ключкин А. Распил засчитан. http://lenta.ru/articles/2010/11/17/tube/
3. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления. Институт организационных систем. — М., 2000.
4. Щекин Г. Социальное управление как система // Проблемы теории и практики управления. — 1997. — № 2.