О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены вопросы преемственности дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на уровнях среднего профессионального и высшего образования. Проанализирован ряд Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования различных областей знаний, структура и содержание примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Выявлены основные приоритеты содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области среднего профессионального образования, связанные с изучением вопросов гражданской обороны и основ военной службы. Определено несоответствие между названием дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и ее содержанием в области среднего профессионального образования. Рассмотрены варианты введения в образовательные программы альтернативных дисциплин, изучающих вопросы обеспечения безопасности человека на производстве и в окружающей среде.

Ключевые слова:
дисциплина «Безопасность жизнедея- тельности», среднее профессиональное образование, преемственность дисциплин.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Введение

Преемственность образовательных программ различных ступеней и уровней является одной из важнейших проблем современного образования. В последнее время все более значимым становится вопрос о преемственности и непрерывности образовательных программ различных уровней обучения в области безопасности [1, 2]. Основной путь непрерывного, последовательного формирования культуры безопасности связан с изучением отдельных разделов предметов «Окружающий мир» в начальной школе, «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в средней, дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Ранее отмечалось, что предмет ОБЖ не вполне отвечает своему названию, так как содержательно дублирует существовавшую до 1993 г. в средней школе дисциплину «Начальная военная подготовка» с включением отдельных вопросов обеспечения защиты в чрезвычайных ситуациях [3].

В статье речь пойдет о преемственности дисциплин БЖД в среднем профессиональном (СПО) и высшем образовании (ВО). Важность этого связана с тенденцией к объединению организаций СПО и с созданием конгломератов колледж-вуз и, как следствие, с ростом спроса на высшее образование среди выпускников средних профессиональных учебных заведений. При этом, освоив дисциплину БЖД в колледже (техникуме), студенты пытаются «перезачесть» ее в вузе. Вопрос о правомерности подобного «перезачета» становится особенно актуальным [4].

Список литературы

1. Девисилов В.А. Концептуальные основы образования в области безопасности // Высшее образование в России. 2008. № 9. С.27–31.

2. Девисилов В.А. Ноксологическая культура как фактор устойчивого развития в обществе риска // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 11. С. 25–29.

3. Белов С.В., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. Примерная программа курса ОБЖ для общеобразовательной школы // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2003. № 11. С.44–49.

4. Девисилов В.А. Содержание и технология проектирования вузовских основных образовательных программ (на примере направления «Техносферная безопасность») // Безопасность в техносфере. 2010. № 5. С. 44–57.

5. Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО. Режим доступа: http://www.bgtc.su/docs2/2060.pdf свободный (дата обращения — 29 апреля 2015 г.).

6. Александров А.А., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2013. Т. 2. № 4 (43). С. 49–70.

Войти или Создать
* Забыли пароль?