В статье рассматриваются основные организационные и методические аспекты нравственного воспитания студенческого контингента в учебных заведениях системы высшего профессионального образования. Автор обосновывает ведущую роль вузов в формировании нравственных приоритетов наиболее образованной части молодежи. Это предполагает повышение значимости и уровня преподавания цикла гуманитарных дисциплин, поскольку требования, предъявляемые в настоящее время к учебно-воспитательной деятельности российского вуза, актуализируют не только проблему повышения качества обучения, но и всестороннего личностного развития будущих специалистов, которым предстоит осуществлять профессиональную деятельность в реалиях современного социума. Нравственный потенциал и уровень общей культуры будущих первокурсников возможно выявлять еще на стадии профессионально ориентированных мероприятий. Четкие директивы для работы со сформированным студенческим контингентом заложены в федеральных государственных стандартах. Они нацеливают на реализацию задач современного отечественного высшего образования на основе применения широкого диапазона традиционных и инновационных педагогических методов и технологий, направленных на стимулирование личностного развития, реализацию творческого потенциала и интеллектуальных возможностей обучающихся. Воспитательная направленность обучения реализуется в личностно-деятельном, культурологическом, индивидуально-творческом, коммуникативно-диалогическом аспектах педагогического процесса. Подготовка выпускника отечественного вуза в настоящее время должна представлять собой учебно-воспитательный процесс, все стороны которого выступают в неразрывном единстве. Комплексное решение учебно-воспитательных задач определяет не только профессиональную подготовленность, но и мировоззренческие позиции, уровень нравственного и гражданского сознания молодого специалиста.
высшее профессиональное образование, нравственное воспитание, гуманитарные дисциплины в вузе
1. Борытко, Н.М. Этическое воспитание. – Волгоград: изд-во ВГИПК РО, 2006. – 32 с.
2. Бугаева, Т.П., Гафурова, Н.В. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. – 2009. – № 6. – С. 102–106.
3. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
4. Димитриева, В.Н. Педагогическое обеспечение становления духовно-нравственной культуры личности студентов в образовательном процессе // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, Психология. – 2014. – № 1 (37).
5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс]: URL: http://fgosvo.ru/support/37/4/1 (дата обращения: 21.01.2015).
6. Рихновец, А.А. Культурно-нравственное воспитание студентов вуза // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 2. [Электронный ресурс]: URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2805 (дата обращения: 15.01.2014).