В статье раскрываются механизмы построения геронтологической модели в традиционной и современной культуре. Представления о возрасте в культуре позволяют моделировать человеческую жизнь и используются субъектом культуры для понимания и объяснения различных ситуаций развития, а также их ментального принятия или непринятия. Возрастные стереотипы отражают черты и свойства, обусловленные конкретной культурой для лиц определенного возраста, и задаются обществом через традиции. Индивидуальные возрастные различия в каждой культуре отражают соответствующие свойства возрастных слоев и имеют свои нормативные регуляторы — возрастные обряды. Современный культурологический подход позволяет объяснить феномен старости с позиций изменения ценностей и духовно-нравственных качеств стареющего индивида. Ментальный мир старости может вмещать в себя целую систему прямо или косвенно связанных со старостью и старением представлений, формирующихся как в индивидуальном, так и коллективном сознании субъектов культуры. Структурирование этих представлений может проводиться по различным основаниям: степени детализации, сравнительному контексту, доминированию тех или иных интеллектуальных форм, принятию (непринятию) старости и т.п. Геронтологическая модель в определенной культуре может выстраиваться на конкретных базисах: субстрата, пространства, времени, энергии, информации. При этом фактор принятия или непринятия определенных оснований модели будет являться ведущим. Принятие или непринятие себя в старости предполагает своеобразное ментальное «примеривание» субъектом культуры определенных возрастных стереотипов. Результаты этого процесса напрямую зависят от возрастного потенциала и горизонтов индивидуальных возможностей. В идеале каждый субъект культуры сам принимает решение о том, что можно и чего нельзя осуществить в рамках данного возраста. Культурный потенциал ментального нестарения заключается в активизации всех жизненных потенций «человека культуры».
возрастной символизм, старость, геронтологическая модель, традиционная культура, современная культура, принятие (непринятие) старости, культурный потенциал старости.
Жизненный путь индивида, его возрастная стратификация осмысливаются и легитимизируются обществом через систему представлений и образов, которые тесно связаны с символизмом в культуре и понятием возраста. Такие взаимосвязанные элементы, как нормативные критерии возраста, аскриптивные возрастные свойства, символические представления о возрасте, возрастные обряды, возрастные субкультуры, отражают возрастной символизм как подсистему культуры.
1. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000.
2. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры / Пер. с нем. М.И. Левина, Т.Е. Егорова. СПб.: Университетская книга, 1999.
3. Елисеева Ю.А. Возраст в культурном сознании: опыт системного моделирования / Науч. ред. Н.И. Воронина. Саранск, 2008.
4. Миннигалеева Г.А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2004.
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997.
6. Овсянников В.П. Некоторые направления культурологических исследований региональной культуры с использованием постнеклассических методов // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 3. С. 12–37.