Усиление смешения наций мира в совокупности существующих государств происходит в режиме образования этнических диаспор. Эти зарубежные части наций формируются по разным причинам, но независимо от них. Объединениям членов этих групп приходится находиться в связях как с родной страной, так и гражданами страны своего обустройства. Самоуправленческие органы диаспоры, власти родного государства и государства проживания образуют треугольную систему, где на каждой стороне или дружелюбие, или враждебность, или безразличие. Из трех компонентов с тремя разными их проявлениями образуются разные сочетания, знание и учет которых по нужному случаю приобретают политическое значение. Какие-то из позиций не зависят от этих сторон, какие-то управляемые, порождаемые. На них влияют международные отношения. Не исключается изменчивость. Все это подвергается выяснению при конкретных изучениях избранных наций, их зарубежных диаспор, избранных стран. Принципиальное рассмотрение позиций диаспоры между властями двух стран методологически ценно.
этническая диаспора, причины возникновения диаспор, виды диаспор, отношения диаспор с властями государств.
Введение. В продолжение последних десятилетий интерес ученых к зарубежным диаспорам своих наций возрос [1; 6; 9]. Это объясняется и желанием властей стран репатриировать бывших своих граждан, и настроем влияния через них на политику стран, где они разместились [8]. Немаловажную роль также играет нежелание их ассимиляции на новом месте [4]. Такие установки – политические, они актуализируют близкое рассмотрение интересующих диаспор, что происходит, однако, в режиме учета их во всем мире [2; 7]. Рассмотрение зарубежных частей наций государств выходит на учет их позиций между государством-«донором» и государством-«реципиентом», как образно названа эта пара.
Формализм относительных позиций власти родного государства, самоуправления диаспоры, а также власти государства ее обустройства. Рассмотрение диаспор с учетом задействованных двух стран ведет к логическому треугольнику с такими сторонами:
- отношения между властью «отпустившего» государства и органом самоуправления возникшей диаспоры;
- отношение между властью принявшего государства и тем же органом указанной диаспоры;
- то же между властями этих двух стран.
На эти процессы могут влиять и другие факторы: диаспоры в той же стране других наций, другие государства, международные организации и др. Но они учитываются в дополнительном порядке как корректоры. Поочередное раскрытие этих трех отношений содействует выяснению многих судьбоносных показаний совокупности бывших и формирующихся диаспор.
1. Агаджанян М. Международный опыт институционального оформления отношений между государством и национальной диаспорой за рубежом // URL: http://www.noravank.am/ru/?page=theme&thid=1&nid=1049/
2. Адибекян О.А. Этнодиаспорология. Саарбрюккен (Германия): Palmarium academic publishing, 2014.
3. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление. Ростов н/Д, 2002.
4. Бубашвили Г.Э. Политика современных государств в отношении зарубежных диаспор (на примере Греции и России): Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2003.
5. Калустьянц Ж.С. Диаспора в социальной динамике современности: Автореф. дис.... канд. филос. наук. Владикавказ, 2007.
6. Мыльников М.А. Этническая диаспора как субъект политических коммуникаций: Автореф. дис.... канд. полит. наук. Астрахань, 2009.
7. Стрельченко С.В. Диаспора как субъект социально-экономических процессов (Социально-философский анализ наиболее общих тенденций в прошлом и настоящем) // Энергия. 2006. № 7.
8. Шеффер Г. Диаспоры в мировой политике // Диаспоры. 2003. № 1. С. 162–184.
9. Esman M.J. Diasporas and international relations // Modern Diasporas International Politics. London: Groom Helm, 1986. (Диаспоры и международные отношения).