ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается категория опыта, подходы к его пониманию. Выделены стадии становления профессионального опыта и его тормозящая роль по мере сформированности профессиональных стереотипов.

Ключевые слова:
опыт, стагнация, значимые ситуации профессиональной деятельности, профессиональная компетентность, психологические барьеры.
Текст

Современная изменяющаяся социально-экономическая ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования не только к производительности труда и его качеству, но и к качеству персонала, его умениям быстро осваивать новые технологии, быстро внедрять их в производственный процесс. На первое место выходит способность сотрудника быть субъектом своего профессионального развития, реализовывать и преобразовывать себя в процессе выполнения профессиональной деятельности, переосмысливать свои профессиональные ожидания, ощущать свою причастность к происходящему, уметь видеть и прогнозировать результаты своего труда. Востребованными становятся сотрудники, умеющие постоянно развивать и обогащать свой профессиональный опыт, пересматривать его в соответствии с изменяющимися условиями профессиональной среды, осваивать и внедрять новые технологии в производство.

Трактовка профессионального опыта в настоящее время достаточно разнообразна: от интеграции знаний, умений и навыков до значимых ситуаций профессиональной деятельности. Отсутствие общих методологических оснований при определении профессионального опыта затрудняет процесс его изучения.

Одни исследователи сводят профессиональный опыт к структурной организации психических свойств, которые изнутри определяют знания, умения, навыки. Результатом интеграции в профессиональном опыте знаний, привычек, умений является профессиональная компетентность (Ф.С. Исмагилова, К.К. Платонов).

Другие рассматривают профессиональный опыт как сложную систему, включающую в себя способы, приемы и правила решения трудовых задач. Опыт, приобретаемый в профессиональной деятельности, становится системообразующим в структуре личности и оказывает существенное влияние на проявление тех или иных личностных качеств (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков).

Ряд исследователей описывают опыт как набор событий, или «техник», жизни человека, актуализируемых в различных профессиональных ситуациях (Л.И. Анцыферова, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, А.А. Кроник, Х. Томэ).

Опыт — это совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает. Опыт как структурная целостность представляет собой совокупность знаний, умений и интегративных конструктов, образованных на основе профессионально важных качеств. Субъективный опыт обучаемых — это совокупность эмоционально окрашенных социальных, учебно-профессиональных и личностных ситуаций, которые могут выполнять образовательную функцию. К ситуациям относятся отдельные объекты или действия, события, внешние условия жизнедеятельности, социальное окружение, физическая среда и др. [1].

Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

2. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. — Новокузнецк, 2002.

3. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. — Екатеринбург: УрО РАН, 1999.

4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. — М.: Академия, 2004.

5. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2002.

6. Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1995.

7. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопр. психологии. — 2001. — № 1. — С. 7—10.

Войти или Создать
* Забыли пароль?