В статье анализируется феномен «непризнанных государств», которые де-факто достигли независимости и действуют как участники международных отношений, однако не признаются мировым сообществом в качестве суверенных государств; анализируются основные международно-правовые концепции признания государств и проблемы их применения; рассматриваются процедуры ООН как эффективные механизмы всеобщего международного признания, как способ включения «непризнанных государств» в международно-правовую систему в качестве ее субъектов.
непризнанные государства, субъект международного права, суверенитет, декларативная и конститутивная концепции признания государств
Согласно доктрине международной правовосубъектности к основным субъектам международного права наряду с государствами традиционно относятся нации и народы, борющиеся за независимость, которые признаны таковыми на основании объективной исторической практики, прежде всего под влиянием национально-освободительных движений, породивших десятки новых независимых государств. В Уставе ООН и других международных правовых актах, в частности Декларации о предоставлении независимости ко¬лониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамб¬леей ООН 14 декабря 1960 г., было закреплено право каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития и в конечном итоге создавать независимое государство — субъект международного права.
Именно такой подход к пониманию права наций и народов, борющихся за независимость, на обретение международной правосубъектности долгое время являлся неоспоримым. Однако уже в конце 1990-х гг. в науке международного права появились и другие точки зрения. Так, И.И. Лукашук, ставя под сомнение «общепризнанность» международной правосубъектности народов и наций, борющихся за независимость, справедливо утверждая, что «сегодня трудно найти примеры признания нового субъекта международного права, возникшего в результате национально-освободительной борьбы», предлагал включать в число субъектов основных международного права только государства [1, с. 10]. По тем же причинам Н.А. Ушаков относил народы, которые реализовали свое право на самоопределение, к «специальным субъектам международного права» [2, с. 20]. Следствием отмеченных как объективных, так и субъективных причин, а также неопределенности в доктрине международной правосубъектности стало появление на международной арене феномена «непризнанные государства» [3, с. 8], к которым условно можно отнести возникшие различными способами государствоподобные образования, провозгласившие независимость от государств, в состав которого они входят де-юре, об-ладающие определенными необходимыми атрибутами государственности, но не получившие признания мирового сообщества (большинства государств — членов ООН). «Непризнанные государства» расположены на территориях, действительно контролируемых избранными демократическим путем властями, имеют поддержку проживающего на данной территории населения и официально декларируют свое желание быть признанными в качестве суверенного государства.
1. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.: БЕК, 1997.
2. Ушаков Н.А. Международное право. М.: Юристъ, 2000.
3. Сквозников А.Н. Феномен непризнанных и частично признанных государств и особенности их правосубъектности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2011. № 2 (10). С. 3–12.
4. Caspersen N. Unrecognised States in Internatinal System. Routledge. 2011.
5. Силаева З.В. Признание спорных государств в современной мировой политике // Исторические, политические и юридические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13). Ч. 1.
6. Моджорян Л.А. Значение признания государств и правительств на современном этапе // Вопросы теории и практики современного международного права. 1960. № 3. С. 15–31.
7. Оппенгейм Л. Международное право: пер. с англ. М., 1948. Т. I (полутом 1).
8. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М., 1966.
9. Научные тетради института Восточной Европы. Вып. 1: Непризнанные государства. М., 2006.
10. Ванюков Д.А., Веселовский С.П. Непризнанные государства. М., 2011.
11. Bahcheli T., Barry M., Srebrnik H. De Facto States: The Question for Sovereignty. New York, Routledge, 2004.
12. International Society and the De Facto State. Ashgate, 1998.
13. Cassese A. The Fundamental Principles Governing International Relations // International Law. Oxford University Press, 2005.
14. Caspersen N. Unrecognized States: The Struggle for Sovereignty in the Modern International System. Cambridge, 2012.
15. Oyvind Osterud. The Narrow Gate. Entry to the Club of Sovereign States // Review of International Studies. 1997. 23 (2).
16. Rosenne S. International Personality // The Perplexities of Modern International Law. Chapter VII. The Hague Academy of International Law/Leiden/Boston. 2004.
17. Caspersen N., Gareth S. Unrecognized States in the International System. New York: Routledge, 2011.
18. Ильин М.В. Международное признание как фактор государственного строительства // Ассиметрия мирового суверенитета: зоны проблемной государственности. Т. 18. М.: Изд-во МГИМО, 2009. С. 26–27.
19. Игнатенко Г.В. От колониального режима к национальной государственности. М., 1966.
20. Hillgruber Ch. The Admission of New States to the International Community // European journal of International Law. 1998. № 9.
21. Grant Th. D. East Timor, the UN system and enforcing non-recognition in international law // Vanderbilt journal of International Law. 2000. Vol. 33. № 2.
22. Курдюков Г.И. Признание и непризнание в практике ООН // Вестник экономики, права и социологии. 2008. № 5.
23. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда (1948–1991). Нью-Йорк, 1993.
24. Старушенко Г. Самоопределение без сепаратизма // Международная жизнь. 1993. № 1.
25. Аксененок А. Самоопределение: между правом и политикой // Россия в глобальной политике. № 5. 2006.
26. Амплеева Е.Е. Современные проблемы международно-правового признания государств. Волгоград, 2012.
27. Вельяминов Г. Признание «непризнанных» в международном праве // Россия в глобальной политике. 2007. № 1.
28. Гасымов Ф.Р. Признание государств и правительств. Современная международно-правовая теория и практика: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
29. Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. Казань, 1976.
30. Чемурзаева З.И. Проблемы легитимизации непризнанных государств на постсоветском пространстве: между правом и геополитикой // Философия права. 2007. Т. 3.
31. Шибаев Д.Е. Актуальные теоретические проблемы международно-правового признания государств и правительств. М., 2007.
32. Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 1984.
33. Rusvelt E. The Universal Validity of Man’s Riht to Self-Determination // US Dept of State Bulletin. 1952. Dec.
34. Cassese A. International Law. Oxford: University Press, 2005.