AНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья отражает логику и аккумулирует основные результаты исследования мотивационных приоритетов студентов-первокурсников БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова и потенциальных абитуриентов (учащихся выпускных классов г. Бийска), выполненного в сентябре–октябре 2014 г. Данное исследование показывает, насколько респонденты серьезно относятся к получению высшего образования и выбора вуза, что для них является важным атрибутом будущего высшего учебного заведения, которое они выберут для продолжения обучения. Также данное исследование позволяет определить, изменяется ли мотивационный профиль респондентов под воздействием параметрических характеристик, таких как: пол, успеваемость, специальность и т.д., и наблюдаются ли отличия в мотивах получения высшего образования и выбора вуза у потенциальных и реальных абитуриентов.

Ключевые слова:
мотивы, респонденты, образование, абитуриенты, приоритеты.
Текст

ВВЕДЕНИЕ

Высшая школа уже в течение нескольких десятилетий находится в состоянии постоянного реформирования. К негативным последствиям модернизации сферы образования можно отнести то, что вузовские модели управления были не готовы к реформе высшей школы, в результате чего произошло замедление реализации реформ высшего образования [2]. Правомерно отметить и то, что под натиском реформ образование превращается в услугу, предоставляемую на рыночных условиях. Другими словами, капитал знаний конвертируется в капитал денежный [1]. По мнению большинства специалистов, проведенные реформы имеют больше отрицательных последствий, чем положительных. И к одной из главных причин такого явления можно отнести большой разрыв, наблюдаемый между практикой реформаторства и социологическим обоснованием необходимости тех или иных изменений [3].

Отметим, что, по данным Федеральной службы государственной статистики, число высших учебных заведений Российской Федерации значительно выросло всего за пару десятилетий. И даже если нынешние реформы направлены на сокращение высших учебных заведений, мы наблюдаем, что число образовательных учреждений остается также на порядок выше, чем в 1990-х гг. Причем рост происходит за счет открытия частных высших школ [4]. В связи с постоянными изменениями в сфере образования и ростом конкуренции на рынке образовательных услуг возникает необходимость в исследовании мотивов получения высшего образования и критериев выбора вуза.

Результаты анализа мотивационных приоритетов студентов нашли отражение в исследовательских работах многих авторов (В.А. Далинтер, И.В. Гладкая, О.В. Виштак, И.А. Каратабан, О.С. Кошевой, С.А. Мордвинкина, А.Е. Палагина и др.). В частности, И.В. Гладкая отмечает, что знание и понимание мотивационной направленности современных студентов поможет скорректировать преподавателям и администрации образовательного учреждения процесс их профессионального становления [5].

Список литературы

1. Тавокин Е.П. Российское образование под прицелом «реформ» // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 134–142.

2. Елисеева А.М. Готовность моделей вузовского управления к реформе высшей школы // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 131–134.

3. Шпак Л.Л. Реформирование высшей школы: мнение преподавателя // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 116–119.

4. Сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.

5. Гладкая И.В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами // Вестник Тогирро. 2012. № S1. С. 66–74.

6. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135–138.

7. Каратабан И.А. Мотивация и доступность высшего образования в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 2. С. 167–175.

8. Миляева Л.Г., Бавыкина Е.Н. Методика построения мотивационного профиля потенциальных абитуриентов вузов // Гуманизация образования. 2013. № 5. С. 48–53.

9. Харченко И.И. Образовательные и профессиональные стратегии молодежи: сигналы среды и индивидуальные мотивы // Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития. 2008. Гл. 21. С. 457–492.

10. Сайт «Rudocs.exdocs». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rudocs.exdocs.com,свободный.

11. Super D.E. Veration development. N.Y.: Van Nostrand, 1988. 187 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?