Челябинск, Челябинская область, Россия
При стремительном развитии информатизации производства существенно возрастает роль инженерного образования. Графические дисциплины на технических специальностях вуза являются первыми профессионально ориентированными дисциплинами, активно влияющими на формирование компетенций будущих специалистов. Многие проблемы повышения качества освоения сложных курсов университетских программ могут быть решены путем использования эффективных форм обучения. Реализация компетентностного подхода в высшем образовании требует широкого использования активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной работой студентов для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Самостоятельная работа должна нести не только репродуктивные функции по закреплению пройденного материала, но и побуждать студентов к активному самообразованию, творческой подготовке к эффективной профессиональной деятельности. Использование компьютерных графических заданий с элементами занимательности при обучении студентов графическим дисциплинам способствует повышению уровня познавательной активности студентов, развитию творческих способностей и углубленному изучению предмета. Предложено новое оригинальное графическое задание по начертательной геометрии с использованием компьютерных технологий для студентов-автомобилестроителей. Графическое задание заключается в построении электронной модели автомобиля как solid-объекта одним из двух разработанных способов моделирования. В процессе выполнения задания студенты решают основные геометрические задачи по определению формы и конструктивно-геометрических параметров пространственных объектов, входящих в конструкцию автомобиля, и параллельно осваивают 3D-моделирование в пакетах AutoCAD или Solid Works. Обосновано, что включение в учебный процесс графического задания, разработанного с учетом профессиональной направленности обучающихся, повышает его эффективность. Выполняемое в течение первого семестра задание способствует закреплению и углубленному изучению основ начертательной геометрии и освоению компьютерной графики. Может быть использовано при изучении 3D-компьютерного геометрического моделирования для студентов технических направлений.
геометро-графическая подготовка, самостоятельная работа, профессиональная направленность, автомобиль, модель, поверхность, 3D-компьютерная графика.
Многие проблемы повышения качества освоения сложных курсов университетских программ могут быть решены путем использования эффективных форм обучения. Реализация компетентностного подхода в высшем образовании требует широкого использования активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной работой студентов для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [3; 6; 18; 22–24].
1. Александрова Е.П., Кочурова Л.В., Крайнова М.Н., Столбова И.Д. Организационно-методическое сопровождение уровневой графической подготовки студентов технического вуза // V Международная интернет-конференция КГП-2015. URL: http: //dgng.pstu.ru/conf2015/papers/21/ (дата обращения: 1.05.2015).
2. Астахова Т.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 3. C. 25–30. DOI: 10.12737/6522.
3. Волошинов Д.В., Соломонов К.Н. Конструктивное геометрическое моделирование как перспектива преподавания графических дисциплин // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 2. С. 10–13. DOI: 10.12737/6524.
4. Горнов А.О., Усанова Е.В., Шацилло Л.А. Базовая геометро-графическая подготовка на основе 3D-электронных моделей // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 3. C. 46–52. DOI: 10.12737/6524.
5. Гузненков В.Н. Информационные технологии в графических дисциплинах технического университета // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3–4. C. 26–28. DOI: 10.12737/2128.
6. Жигалов И.Е., Озерова М.И. Формирование профессиональных компетенций при изучении геометро-графических дисциплин // Известия Самар-ского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 1. С. 702–704.
7. Зеленовская Н.В., Ярошевич О.В. Резервы совершенствования геометро-графической подготовки современного инженера // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. C. 37–42. DOI: 10.12737/5590.
8. Инженерная 3d-компьютерная графика: учебное пособие / А.Л. Хейфец, А.Н. Логиновский, И.В. Буторина, В.Н. Васильева; под ред. А.Л. Хейфеца. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.
9. История автомобиля. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
10. История автомобильного дизайна. URL: http://www.carstyling.ru/
11. Кайгородцева Н.В., Панчук К.Л. Анализ геометро-графической составляющей образовательных стандартов бакалавриата третьего поколения // Омский научный вестник. № 1. 2012. С. 6–10.
12. Короткий В.А., Хмарова Л.И. Начертательная геометрия на экране компьютера // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 32–34. DOI: 10.12737/2083.
13. Мокрецова Л.О., Головина В.Б. Инновации графической подготовки в вузах // Информационные технологии и технический дизайн в профессиональном образовании и промышленности: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. С. 95–98.
14. Николаева М.А. Активное обучение как условие формирования профессиональной компетентности студентов на основе интегративного подхода // Инновационная деятельность в системе образования: коллективная монография: Ч. 4. М.: Перо, 2012. С. 81–114.
15. Прерис А.М. Solid Works 2005/2006: Учебный курс. СПб.: Питер, 2006.
16. Смирнов А.А. Трехмерное геометрическое моделирование: Учеб. пособие по курсу «Основы автоматизации проектирования». М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
17. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Позиции интегративности при технологизации предметной подготовки // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 21–26. DOI: 10.12737/5586.
18. Федотова Н.В. Основы формирования графической компетентности будущих инженеров // Педагогический журнал. 2011. Вып. 1. С. 96–102.
19. Хейфец А.Л., Хмарова Л.И., Усманова Е.А. Автоматизированный коллоквиум как новая форма контроля знаний по графическим дисциплинам // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: материалы международной научно-практической интернет-конференции. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010. С. 177–185.
20. Хейфец А.Л., Логиновский А.Н. Начертательная геометрия и компьютерное геометрическое моделирование: Учеб. пособие // Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. С. 46–49.
21. Хмарова Л.И., Усманова Е.А. Применение компьютерных технологий при изучении графических дисциплин // Вестник ЮУрГУ. 2014. Т. 6. № 2. С. 59–64.
22. Хмарова Л.И., Усманова Е.А. Оптимальное сочетание ручной и компьютерной графики // Информационные технологии и технический дизайн в профессиональном образовании и промышленности: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. С. 104–108.
23. Хмарова Л.И., Семашко Л.А., Путина Ж.В. Развитие профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей // Вестник ЮУрГУ. 2014. Т. 6. № 1. С. 96–101.
24. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие для аспирантов. Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012.