ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНО СПРОЕКТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается содержание понятия исследовательской компетенции как основы компетентностной исследовательской деятельности учащихся, организованной в специально спроектированной образовательной среде. Рассматриваются структура и содержание образовательной среды подготовки будущих специалистов; основные положения, способствующие формированию исследовательской компетенции.

Ключевые слова:
образовательная среда, исследовательская деятельность, компетенция, рефлексия, квалификация.
Текст

В связи с переходом высшего образования к стандартам третьего поколения получение учащимися общего и высшего профессионального образования имеет ряд существенных особенностей, отличающих новые стандарты от двух предыдущих:

  • большую свободу выбора содержания предметных курсов;
  • формирование личности самостоятельной, мобильной, конкурентноспособной, компетентной в сфере будущей профессиональной деятельности;
  • описание жестких требований, направленных на достижение заранее запланированных качеств выпускника как будущего специалиста.

Общая тенденция развития современного общества такова, что исследовательский поиск становится неотъемлемой частью инженерных, экономических и других профессий. Поэтому сегодня готовность к исследовательской деятельности рассматривают как один из важнейших показателей качества профессиональной подготовки будущих специалистов, о чем свидетельствуют программные документы последних лет.

В основе целенаправленной подготовки к исследовательской деятельности будущих инженерно-технических, экономических, инженерно-экономических и других работников, где профессиональная деятельность будет содержать как компонент исследовательский поиск, в современных социокультурных условиях, на наш взгляд, лежит средовый принцип проектирования образовательного процесса. Формирование творческой личности будущего ИТР, экономиста и другого специалиста представляется достаточно перспективным в специально спроектированной образовательной среде:

  • в средней школе – в профильном классе;
  • в профильном вузе – в студенческой группе (с ориентацией на формирование и развитие умений и навыков научноисследовательской деятельности).

Правильно спроектированная и реализованная образовательная среда позволяет обеспечить всем заинтересованным субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного развития.

Список литературы

1. Бронникова Л.М. Формирование компетентности самообразования старшеклассников: дис. …канд. пед. наук. — Барнаул, 2010. — С. 280.

2. Епишева О.Б. Понимание как составляющая учебно-познавательной компетенции выпускников образовательного учреждения. Актуальные проблемы образования. — Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Тобольск: ТЕСПА, 2010. — С. 17–19.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2.

Войти или Создать
* Забыли пароль?