В статье описывается работающий механизм составления Программы развития универсальных учебных действий в основной общеобразовательной школе, который предполагает совместную творческую деятельность всего педагогического коллектива. В статье уточнены и конкретизированы соответствующие положения ФГОС основного общего образования и предложены методически разумные варианты их реализации. Приведены схемы анализа деятельности учащихся на уроке с точки зрения проявления универсальных учебных действий. В качестве примера дано описание базового уровня универсального учебного действия «Определять и формулировать цель деятельности», формируемого с первого по девятый класс. Предложенный алгоритм действий педагогического коллектива может быть использован при составлении аналогичной программы формирования универсальных действий в старшей и в начальной школах. Материал, предложенный в статье, ориентирован, в первую очередь, на администрацию общеобразовательного учреждения, но может быть полезен в работе методических служб органов управления образованием. Также он может быть использован в экспериментальных исследованиях прикладного характера.
алгоритм формирования универсальных учебных действий, уровни сформированности УУД и ИТК-компетенций с учетом содержания предметы, схемы анализа деятельности учащихся на уроке на проявление УУД.
В соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в основной образовательной программе школы отдельным структурным элементом должна быть представлена Программа развития универсальных учебных действий (УУД), включающая формирование компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности (далее Программа).
В разделе III «Требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС в пункте 18.2.1 «Программа развития универсальных учебных действий» отражены требования к примерному содержанию Программы, однако, четких предписаний (рекомендаций) по ее проектированию авторы Стандарта не представили, ограничившись общими рассуждениями [4] или представив рекомендации по формированию УУД при изучении отдельных предметов [6].
Следовательно, перед педагогическим коллективом и администрацией основной образовательной школы стоит сложная задача планирования и описания процесса развития УУД, включая формирование компетенций в области использования средств информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности у учащихся основной школы.
Основываясь на опыте решения указанной выше задачи администрацией и педагогами школ Волгоградской области, мы предлагаем выстроить эту работу педагогического коллектива в следующей последовательности.
1. Буданов Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. — М.: Просвещение, 2011. — 256 с.
2. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
3. Образовательная система «Школа 2100»: Сборник программ: Основная школа. Старшая школа / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Баласс, 2010. — 336 с.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Основная школа / сост. Е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 355 с.
5. ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки России 17.12.2010 г. №1897 зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644 ).
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.