РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Проведен анализ нормативных правовых документов, провозглашающих права лиц с инвалидностью на получение образования и регламентирующих создание специальных условий в процессе их обучения и воспитания. Изучены практические аспекты проблемы обучения указанной категории студентов, описанные в научных исследованиях. Приведены результаты мониторинга потребностей студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе получения высшего образования. Особое внимание уделено проблеме создания доступной и безбарьерной образовательной среды, которая включает оборудование и оснащение учебных и жилых помещений, реализацию системы психолого-педагогического и медицинского сопровождения, создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды, организацию системы досуговой деятельности.

Ключевые слова:
студенты с инвалидностью, ограниченные возможности здоровья, высшее образование, доступность, безбарьерность, психолого-педагогическое сопровождение.
Текст

Профессиональная подготовка студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обеспечивает их успешную адаптацию и интеграцию в социум. Существует несколько способов получения высшего образования студентами с инвалидностью и ОВЗ: изолированное обучение с созданием специальных условий либо совместное обучение со здоровыми студентами с созданием педагогических условий, позволяющих студентам с нарушениями здоровья в полной мере овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками. Как видно, в обоих случаях акцентируется внимание на создании специальных условий обучения студентов с нарушениями здоровья, что вызывает необходимость учета их потребностей в процессе получения профессионального образования.

Список литературы

1. Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика [Текст]: монография / Ю.В. Богинская. — Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2012. — 384 с.

2. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии [Текст]: материалы международной научно-практической конференции (20–22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол. С.В. Алехина и др. — М.: МГППУ, 2011. — 244 с.

3. Инклюзивное профессиональное образование [Текст]: материалы Всерос. науч-практ. конф., Челябинск, 21–22 ноября 2014 г.; отв. ред. М.В. Овчинников. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015.

4. Кондратьева С.И. Модель оценки качества инклюзивного образования в вузе / [Текст] / С.И. Кондратьева, И.Н. Мастяева // Вестник Университета (Государственный университет управления). — М., 2009. — С. 23–31.

5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/

6. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html

7. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159671/

8. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127602/

9. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/obuchenie/moduli/obshcheobra zovatelnye-organizacii/7 -01

10. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.pravo.ru/document/view/25643786/25366920/

11. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

12. Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2012/05/05/invalidi-dok.html

13. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_855

14. Ярская-Смирнова Е.Р. Доступность высшего образования для инвалидов [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов // Тематический раздел: Социология образования. Университетское управление. — 2005. — № 1(34). — С. 89–99.

15. Ярская-Смирнова Е.Р. Политика в сфере высшего образования инвалидов[Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова [и др.] // Журнал исследований социальной политики. — 2004. — Т. 2. — № 1. — С. 91–114.

Войти или Создать
* Забыли пароль?