В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций бакалавра по сервису через занятия комплексного интегрированного обучения на основе русского языка и культуры речи. Междисциплинарное применение знаний и умений позволит подготовить работника сферы услуг, обладающего большим набором профессиональных компетенций.
компетентностный подход, профессиональна компетентность, коммуникативная компетентность, междисциплинарная интеграция.
Уровень развития той или иной страны в современном обществе определяется не только состоянием ее технического потенциала, но и профессиональной компетентностью специалистов, подготовленных в высших учебных заведениях. Современный рынок труда, предъявляя повышенные требования к качеству образования, компетентности и профессиональной готовности будущих бакалавров, в свою очередь, приводит к усилению конкуренции между выпускниками вузов. Это относится и к бакалаврам по сервису.
Сфера сервиса в последние десятилетия развивается быстрыми темпами и существенно преобразуется. Интересы работодателей сферы сервиса лежат в области разнообразных услуг: бытовые услуги, услуги грузового и пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, культуры, туристско-экскурсионные услуги, услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги, правовые и т.д. Расширение потребности в перечне оказываемых услуг, с одной стороны, и повышение требований к их качеству – с другой, объективно обусловливают спрос на кадры высокого уровня квалификации, работающие в сфере сервиса. Решить эту задачу призвана современная система образования, ориентированная на подготовку высококвалифицированных специалистов, абсолютно соответствующих уровню и профилю их образования, ответственных и компетентных, свободно применяющих профессиональные навыки и способного к профессиональному росту.
Со вступлением России в Болонский процесс государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривают реализацию компетентностного подхода в обучении. Данный подход предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, в том числе в сфере сервиса, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического, математического и естественно-научного, профессионального циклов. Компетентностный подход является результативно-целевым подходом. Результаты обучения определяются с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую выпускник может продемонстрировать после завершения обучения, что в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» и ФГОС ВПО является одной из основных целей вуза.
1. Большой энциклопедический словарь. М., 2000.
2. Ильиных Н.А., Столбова И.Д. Современные подходы к управлению качеством профессионального образования // Материалы 7-й Всероссийской школы-конференции молодых ученых «Управление большими системами» (27–29 мая 2010 г., Пермь). Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010. Т. 1. С. 275–281.
3. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб.: ЛОНРО, 2000.
4. Перехожева Е.В. Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов на основе междисциплинарной интеграции: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2012.
5. Шоштаева Е.Б. Интегральная технология обучения как основа повышения качества образовательного процесса: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Карачаевск, 2003.