МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются понятия медиакомпетентности и медиакритики, т.е. критического подхода к работе с текстами СМИ, с позиции потребностей современного образования не только носителей языка, но и изучающих иностранный язык на материале СМИ. Особое внимание уделено вопросу подготовки к ситуациям непосредственного речевого общения в интернет-пространстве. Предлагаются стратегии работы со студентами для повышения успешности развития медиакомпетентности.

Ключевые слова:
медиакомпетентность, критическое мышление, медиатекст.
Текст

Работа с психологией толпы и массовым сознанием, бесспорно, является приоритетным направлением научных исследований в гуманитарной сфере в течение последних десятилетий. Сделанные открытия находят свое применение как в мирной жизни (формирование динамики спроса и потребления, построение политического дискурса, ведение рекламного и шоу-бизнеса), так и в ситуации конфликта. В последние десятилетия войны мировых держав являются, прежде всего, информационными. Кто владеет средствами массовой информации, тот управляет общественным мнением, имеет поддержку населения и может направлять деятельность масс в нужное русло. Это следствие бурного развития гуманитарных направлений в образовании, основной задачей которых является обучение управлению массовым сознанием, коммерческому и политическому манипулированию аудиторией. Тем не менее всякому действию должно быть создано противодействие. Успевает ли за развитием навыков манипуляции и управления сознанием умение распознать навязывание чужой точки зрения, отделить факты от мнений, которые зачастую смешиваются недобросовестными журналистами в рамках одной статьи? Эти умения составляют суть так называемой медиакомпетентности (медиаграмотности) языковой личности.

Следуя терминологии А.В. Федорова, медиакомпетентность личности представляет собой «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей <…>, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [3, с. 40].

В структуре современного высшего образования медиакомпетентности отводится немалая роль. Создаются монографии, учебные и методические пособия, пишутся программы учебных курсов по данному направлению [3; 4; 1], в 2010 г. при поддержке правительства Испании создан совместный исследовательский проект 3 испанских университетов I + D «La competencia en comunicación audiovisual en un entorno digital. Diagnóstico de necesidades en tres ámbitos sociales». Основной социальной задачей медиаобразования является удовлетворение потребности общества в медиакомпетентных гражданах, повышение качества подготовки выпускников, обладающих профессиональной информационной культурой и готовых к жизни в современном информационном обществе.

Список литературы

1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / Под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009.

3. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Информация для всех, 2007.

4. Язык средств массовой информации: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект; Альма Матер, 2008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?