Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена экспертной оценке со стороны родителей и педагогов готовности образовательных организаций к приему на обу- чение школьников с детским церебральным параличом (ДЦП). Авторами выделены специальные образовательные условия, необходимые для успешного обучения детей с ДЦП, и разработаны анкеты для определения степени реализации данных условий в образовательных организациях трех типов. В анкеты включены вопросы по следующим категориям специальных условий: безбарьерная архитектурная среда и наличие специальных технических средств и приборов для обучения; кадровое обеспечение; программно-методическое обеспе- чение; медицинское сопровождение и лечебно-восстановительная работа; психолого-педагогическое сопровождение и коррекционная работа; возможности соблюдения ортопедического режима; сотрудничество с родителями детей с ДЦП. Результаты анкетирования позволили провести мониторинг специальных образовательных условий с опорой на ФГОС обучающихся с ограниченными возможно- стями здоровья. Представлен сравнительный анализ результатов анкетирования родителей и педагогов специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, массовых общеобразовательных школ и школы дистанционного обучения, в которых обучаются дети с церебральным параличом.
школьники с детским церебральным параличом, специальные образовательные условия, готовность образовательных организаций к обучению детей с ДЦП, образовательные организации VI вида, дистанционное образование, инклюзивное образование.
В последние годы система специального образования в Российской Федерации претерпела существенные изменения. Возможности получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) значительно расширились. Произошедшие изменения во многом коснулись и нормативно-правовой базы специального образования. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает родителям право выбора образовательного маршрута для своего ребенка. Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 утверждены Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; далее — Стандарт) и Требования к адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1. Ведихова Д.С. Специальное образование детей с детскими церебральными параличами в России / Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — URL:http://www.scienceforum.ru/2013/169/3961 (дата обращения: 22.04.2015).
2. Инклюзивное образование: Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / под ред. М.С. Староверовой. М.: Владос, 2012. 167 с.
3. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред. И.А. Смирновой. СПб.: ИСПиП, 2000. 99 с.
4. Левченко И.Ю. Дистанционное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. http://ramenki.mskzapad.ru/activity/experiment/articles8/1/
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 192 с.
6. Левченко И.Ю., Симонова Т.Н. Один их подходов к психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями // Журнал невропатология и психиатрия им. Корсакова. 2012. Т. 112. № 7. Вып. 2 Детская неврология. С. 47–51.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 31 дек.
8. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. 216 с.
9. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598: зарег. в Минюсте России 3 февраля 2015 г. № 35847. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 64 с.