Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье речь идет о технологии создания первоначальной модели таких педагогических объектов, как учебный процесс, методическая система обучения, траектория получения образовательных результатов, задаваемых ФГОС. Для дальнейшего улучшения первоначальной модели на этапе внутримодельного исследования предложена технология проектирования образовательных систем с наперед заданными свойствами, разработанная В.М. Монаховым. Обсуждается проблема алгоритмически точного решения дидактических задач и проблем.
первоначальная модель педагогического объекта, матричный подход, каноническая форма постановки педагогических задач, внутримодельные исследования поведения сконструированных моделей, уточнение и совершенствование первоначальной модели с помощью технологии проектирования образовательных систем с наперед заданными свойствами.
Характер исследовательской деятельности в современных условиях все больше требует и в то же время все чаще фиксирует такие тенденции, как математизация, технологизация, информатизация, инструментализация. Представляется, что это, скорее, некие внешние признаки. К более глубоким изменениям следует отнести два направления, которые, на наш взгляд, более радикально меняют характер научно-исследовательской деятельности. К ним следует отнести, во-первых, более адресное использование методологического основания предстоящего исследования. И, во-вторых, инструментализацию самого исследовательского аппарата. Последние десятилетия такие науки, как педагогика, социология, дидактика, филология переходят от одностороннего использования анкетирования и статистических методов к моделированию объектов исследования, к проектировочной деятельности по созданию моделей того или иного объекта и, наконец, к проведению собственно исследования различных свойств модели построенного объекта на уровне так называемого внутримодельного исследования.
1. Власов Д.А., Монахов Н.В., Монахов В.М. Математические модели и методы внутримодельных исследований: монография. М., 2007.
2. Ерина Т.М., Монахов В.М. Нужна ли сегодня адаптивная оптимальная система модернизации с наперед заданными свойствами // ВГСПУ. 2013. № 7 (82). С.44–51.
3. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. Волгоград: Перемена, 2006.
4. Монахов В.М. Информатизация учебно-методического обеспечения целостного процесса формирования компетенций и технологического мониторинга управления их качеством // Вестник МГГУ. 2012. № 4. С. 46–59.
5. Монахов В.М. Компетентностно-контекстный формат обучения и проектирование образовательных модулей // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012. № 1.
6. Монахов В.М. Методологические основания разработки технологий построения систем образования с заданными свойствами / Материалы международной научно-практической конференции 14 июля 2010. «Технологии построения систем образования с заданными свойствами». М.: МГГУ им. М.А. Шолохова. С. 26–32.
7. Монахов В.М. Новая дидактика: технология проектирования современной модели дистанционного образования. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. 98 с.
8. Монахов В.М. О модели вузовского технологического учебника полного цикла, обеспечивающего реализацию ФГОС ВПО // Педагогика. 2012. № 10. С. 17–25.
9. Монахов В.М. Проектирование и реализация учебно-методического обеспечения целостного процесса формирования профессиональных компетенций / Материалы Ш Международной научно-практической конференции 12–13 ноября 2012. С. 37–44.
10. Монахов В.М. Проектирование и реализация учебно-методического обеспечения целостного процесса формирования профессиональных компетенций / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Технологии построения систем образования с заданными свойствами». М.: МГГУ им. М.А.Шолохова , 2013. С. 37–44.
11. Монахов В.М. Технология проектирования методической системы с заданными свойствами в высшей школе // Педагогика. 2011. № 6. С. 43–46.
12. Монахов В.М. Технолого-инструментальные основания проектирования методической системы преподавания с наперед заданными свойствами в условиях ФГОС III поколения // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2012. № 1.
13. Монахов В.М. Усиление инструментальной направленности методологии проектирования педагогических систем с заданными свойствами (на примере эволюции отечественной методической системы обучения математике) / Материалы V Международной научно-практической конференции «Технологии построения систем образования с заданными свойствами». М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2014. С. 32–38.
14. Монахов В.М., Ерина Т.М. Заданные свойства как инновационная методологическая категория дидактического инструментария модернизации. Технология построения систем образования с заданными свойствами / Материалы IV Международной научно-практической конференции. 21–22 ноября 2013 г. М. РИЦ МГГУ им М.А. Шолохова, 2013. С. 99–105.
15. Монахов В.М., Ерина Т.М. Инструментальная дидактика: миф или реальность // Известия ВГСПУ. 2014. № 4(89). С. 189–198.
16. Монахов В.М., Мусаелян А.Г., Монахов Д.Н. Математика: технологический учебник полного цикла. М.: Изд-во МГУП, 2012.
17. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Дидактический потенциал синергетического подхода к формированию общенаучного методологического основания модернизации образования / Труды VIII Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование», 8–10 ноября 2013 г. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. С. 108–123.
18. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Принципы синергетики при формировании управления в процессе модернизации системы образования / Современные проблемы математики, информатики и естественнонаучного знания: г. Коряжма, Архангельской обл., 15–18 сентября, Россия / Материалы междунар. конф. Коряжма: Филиал ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный ун-т имени М.В. Ломоносова», 2014.
19. Садовничий В.А. О математике и ее преподавании в школе. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. 24 с.
20. Шварцбурд С.И., Монахов В.М., Ашкинузе В.Г. Обучение в математических школах. М.: Просвещение, 1965. 340 с.