Анализируется понятие социальной защиты судей — одной из важнейших гарантий обеспечения их независимости; дается классификация социальных гарантий судей. Рассматриваются вопросы страхования жизни и здоровья судей, координации взаимоотношений судей и членов их семей с территориальными органами здравоохранения и медицинскими организациями.
Судья, медицинское обеспечение, социальная защита судей, обязательное медицинское страхование.
Общепризнано, что право на справедливое судебное разбирательство является основополагающим правом человека. Важнейший принцип построения судебной власти — ее независимость от какого-либо влияния и воздействия. В статье 120 Конституции РФ указано: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».
Независимый суд должен стать реальной судебной властью в правовом государстве. Однако независимость судебной власти возможна лишь при условии создания системы гарантий, при которых суд сможет осуществлять правосудие, руководствуясь только законом. Назначение гарантий независимости судей состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых закрепленный в законе статус судьи мог быть реально обеспечен каждому судье.
Принцип независимости судей получает фактическую реализацию с помощью социально-экономических, политических, правовых, организационно-кадровых и процессуальных гарантий, соответствующих их высокому статусу, а также через особый статус судьи.
Судьи, являясь государственными служащими, относятся к категории лиц с особыми условиями труда. В связи с этим для них установлены специальные гарантии социальной защиты, что вызвано рядом факторов: напряженные графики работы, запреты по реализации некоторых конституционных прав в полном объеме, определенные в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», требования о соблюдении особых правил поведения, установленных Кодексом судейской этики, как при осуществлении правосудия, так и во внеслужебное время.
Социально-правовая защита судей, с одной стороны, имеет стимулирующий характер — направлена на стимулирование добросовестной службы, с другой — имеет целью компенсировать законодательные ограничения ряда их общегражданских прав. Среди таких ограничений содержится, например, запрет замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям; публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц, а также иные ограничения, которые установлены в ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».
1. Государственное регулирование социальной сферы / под ред. О. Н. Викторова, В. Л. Кулакова и др. М., 2000.
2. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / отв. ред. В. П. Кашепов. М., 2010.
3. Лепихов М. Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2000.