Ростов-на-Дону, Россия
Деструкция современной модели воспроизводства человеческого капитала проявляется в асимметричном распределении информационных и интеллектуальных ресурсов в секторе реальной экономики, на рынке образовательных услуг и рынке труда. Новая модель информационно- сетевого взаимодействия экономических субъектов и агентов рынка образовательных услуг в рамках государственно-частного партнерства, система управления знаниями, учитывающая потребности и ожидания всех заинтересованных участников образовательного процесса, поз- волят существенно снизить деформацию системы образования и объединить усилия в формировании интеллектуальной и инновационно- ориентированной экономики России. В статье предложена организационно-управленческая модель непрерывного обучения и развития персо- нала, объединяющая участников профессионального и корпоративного образования с целью постоянного совершенствования компетенций личности в соответствии с современными требованиями рынка и приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации. Данный поход позволяет объединить возможности всех заинтересованных субъектов в формировании портрета как молодых, так и практи- кующих специалистов посредством использования эффективных инструментов обучения, развития и управления знаниями и организационно- коммуникационных форм взаимодействия.
приоритеты социально-экономического развития РФ, исследования в сфере управления персоналом, корпоративное образование, профессиональное образование, управление знаниями, «поглощающая» способность компании, инструменты обучения и развития, технологии обучения и развития, организационно-управленческая модель непрерывного совершенствования компетенций.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСНОВНОЙ ТЕЗИС
Трансформационные процессы современной социально-экономической системы, связанные с экономической глобализацией, формированием «экономики знаний» в России, существенно усложняют содержание и форму конкуренции национальных компаний, особенно в аспекте использования «знаниеемких» технологий. Эффективность коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов в преимущественной степени становится зависимой от выстраиваемой системы управления персоналом и профессионального менеджмента в целом, способного интегрировать новые технологии, модели и механизмы ведения бизнеса с акцентом на развитие интеллектуальных ресурсов и формирование содержательного интеллектуального капитала, преобразование нематериальных активов компании в интеллектуальную собственность, что будет положительно влиять и на рыночную капитализацию компании. Насыщение рынка так называемыми «интеллектуальными», т.е. технологически и технически сложными в производстве и освоении товарами и услугами концентрирует усилия национальных компаний на формировании нового поколения специалистов, способных функционировать в системе непрерывного обучения и развития, осваивать новые знания и информацию, нестандартно подходить к решению бизнес-задач и, самое главное, обладать востребованными рынком труда и «экономикой знаний» общекультурными и профессиональными компетенциями. Знания и образование становятся главным достоянием отдельной личности и ключевыми стратегическими активами компании, определяющими ее конкурентоспособность в рыночной среде [11, с. 246]. Расставленные в таком порядке стратегические приоритеты компаний в полной мере буду соответствовать национальной стратегии развития экономики Российской Федерации.
1. Концепция общественной безопасности в РФ (утв. Президентом РФ 20 ноября 2013 г.).
2. Маличенко И.П. Актуальные инструменты управления знаниями в организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014. №4(13). С. 47–52.
3. Маличенко И.П. Виртуальный корпоративный университет как инновационный механизм взаимодействия бизнеса и вуза в системе профессионального образования // Креативная экономика. 2014. №12(96). С. 99–113.
4. Маличенко И.П. и авторский коллектив. Теория и практика управления человеческими ресурсами: опыт российских и украинских компаний: монография / Под общ. ред. Е.В. Михалкиной. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2014.
5. Маличенко И.П. Модернизация профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства // Проблемы теории и практики управления. 2014. №10. С. 134–142.
6. Маличенко И.П. Современный взгляд на управление знаниями в организации: от теории к инструментам и технологиям // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 84–91.
7. Нанака И., Такеучи Х. Компания — создатель знания. М.: Олимп-Бизнес, 2011.
8. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. М.: Поколение, 2007.
9. Тенденции в HR-2013. http://www.trainings.ru/library/reviews.
10. Управление знаниями в инновационной экономике / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: Экономика, 2009.
11. Управление человеческими ресурсами: теория, практика, перспективы: сборник научных трудов / Под ред. С.И. Сотниковой; Новосиб. гос. университет экономики и управления. Новосибирск: НГУЭУ, 2015. Вып. 1.
12. Управление знаниями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Т.Е. Андреевой, Т.Ю. Гутниковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. Спб.: Высшая школа менеджмента, 2010.
13. Garvin D.A. Building a learning organization // Harvard Business Review, 1993, p. 78–93. Перевод: Управление знаниями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Т.Е. Андреевой, Т.Ю. Гутниковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ, Спб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. — 514 с.
14. Daghfous A. Absorptive capacity and the implementation of knowledge-intensive best practices. SAM Advanced Management Journal, 69 (2), 2004, p. 21–27.
15. Polanyi M. The tacit dimension. L.: Routledge, 1966.