В статье рассматривается содержание и структура педагогического взаимодействия как реализация бессознательной и сознательной активности с позиций установочного поведения личности. Раскрыта структура концепта «установка». Выявлены этапы педагогического взаимодействия в системе последовательной акцентуации психологических образований бессознательной и сознательной областей психики. Представлен опыт анализа потребностной сферы в установочном поведении педагога.
индивид, личность, педагогическое взаимодействие, установка, этапы педагогического взаимодействия, психологический тип.
Педагогические вузы и факультеты страны ежегодно выпускают тысячи специалистов, однако не все из них попадают в школы, а вершин мастерства и вовсе достигают немногие. Что мешает выпускнику педагогического вуза быть мастером? Учитывая профессиональный отбор, который проводится в педагогических университетах, принимая во внимание какую-то изначальную мотивацию студента к профессии учителя, приходим к выводу, что педагогическим вузам, тем не менее, не удается полностью отвечать ожиданиям и запросам современной школы.
Как показывают наблюдения, трудности, которые заставляют учителей менять профессию либо работать с ярлыком «плохой учитель», связаны по большей части с неумение взаимодействовать с учениками, управлять классом. Решение этой проблемы во многом зависит от психологического подхода к пониманию личности, проявления всех сторон последней во взаимодействиях людей.
Опираясь на понимание личности как единства сознания и бессознательного, можно сказать, что контакт учителя с учениками строится как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Кроме того, взаимодействие учителя и учеников происходит по двум направлениям: «учитель – ученик», когда осознаваемый и неосознаваемый контакт осуществляется с каждым учеником непосредственно, и «учитель – класс», когда ученики, составляющие классный коллектив, выступают как единое целое. В данной системе взаимоотношений на одном полюсе оказывается личность учителя, на другом – совокупность личностей учеников, характеризующихся коллективным бессознательным.
1. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1–4. — Тбилиси, 1978.
2. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия [Текст] / В.М. Лейбин. — М., 1990.
3. Линдсей П. Переработка информации у человека [Текст] / П. Линдсей, Д. Норман. — М., 1974.
4. Налимов В.В. Спонтанность сознания [Текст] / В.В. Налимов. — М., 1989.
5. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности [Текст] / В.Г. Норакидзе. — Тбилиси, 1989.
6. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования [Текст] / Д.Н. Узнадзе. — М., 1966. — С. 136.
7. Юнг К.Г. Психологические типы [Текст] / К.Г. Юнг. — М., 1930. — Вып. 7.
8. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М., 2003.
9. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования [Текст] / С.Е. Шишов. — М.: Изд-во НЦСиМО, 2008.