Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования «Техносферная безопасность и природообустройство» ( председатель)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются вопросы институционализации и генезиса ноксологического образования от зарождения науки и практики в области безопасности через три хронологических этапа вплоть до введения новой предметной области «ноксология». Представлена генеалогия ноксологического образования, позволяющая проследить трансформацию научно-образовательной области и спрогнозировать тенденцию ее развития.
ноксология, ноксологическое образование, безопасность жизнедеятельности, охрана труда, техника безопасности, технический надзор, фабричная инспекция, генезис науки и образования
Нынешнему человеку постоянно угрожает то, что является делом его же рук, что является результатом деятельности его ума, устремлений, его воли. В этом и состоит трагедия человеческого существования в его широком смысле.
Иоанн Павел II
1. Предисловие
С началом XXI века область дисциплин о безопасности человека пополнилась наукой об опасностях окружающего материального мира, которой дано название «Ноксология». По мнению профессора С.В. Белова, активно продвигающего новую дисциплину, «Ноксология» отражает и систематизирует научно-практические достижения в области человеко- и природозащитной деятельности, основываясь на теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых. Также как в свое время название дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которую С.В. Белов трактует как часть «Ноксологии» [1], вызывало некоторые сомнения и вопросы, сопровождавшиеся соответствующими дебатами, так и новая дисциплина не безупречна с точки зрения ее наименования. В глоссарии к учебнику «Ноксология» [2] приводятся три определения термина «ноксология», при этом два из них определяют ее как науку об опасностях. Приводится его словообразование с переводом латинского noxius как вредный.
Значит, правильнее было бы в аннотации к учебнику написать, ноксология — наука о вредностях (а не об опасностях)? Кто-то из преподавателей на этот счет пошутил, назвав новую дисциплину «Вредологией». И шутка не беспочвенна. Слово «опасный» на латинском языке (как и на греческом) звучит как periculōsus [3]. Значит, если дисциплина претендует на изучение опасностей, ее правильнее было бы назвать перекулóгией. Название не очень благозвучное. Но если вспомнить диалоги действующих лиц десятой книги Законов Платона [4, с. 355], что о каждой вещи мы можем мыслить трояко: во-первых, с точки зрения ее сущности, во-вторых,
с позиции определения этой сущности, в-третьих, под углом ее названия [4], то станет ясно, что в любом случае главное — это определить содержание новой науки, а ее название — вопрос второй. Главное не перепутать определение сущности с названием вещи. Эти соображения приведены нами для того, чтобы в будущем исключить ненужные и бессмысленные дебаты по поводу названия новой дисциплины «Ноксология». Хочется подчеркнуть, что с появлением новой науки уже можно говорить о ноксологическом образовании, гармоничной частью которого на сегодняшний день можно считать образование в области безопасности.