сотрудник
Пенза, Пензенская область, Россия
В статье представлен методический подход к оценке рациональности управления информационным обеспечением учебного процесса в филиалах вузов. Произведен фактический расчет соответствующего показателя на примере ряда организаций. Разработаны регрессионные модели, характеризующие зависимость результатов функционирования филиалов вузов от уровня рациональности управления информационным обеспечением их учебного процесса. Построен алгоритм повышения рациональности управленческих воздействий на развитие информационного обеспечения.
система управления, оценка управления, управленческое воздействие, вуз, филиал вуза, учебный процесс, информационное обеспечение.
Ослабление роли государства в сфере высшего профессионального образования и неконтролируемый рост количества филиалов вузов в городах России привели к возникновению существенных проблем [1].
Это, во-первых, слабая обеспеченность филиалов учебными площадями и учебно-лабораторной базой, недостаточное оснащение кабинетов вычислительной техникой, специализированными лабораториями, техническими средствами обучения и всем тем, что во многом обусловливает качество образовательных услуг филиалов вузов, расположенных в малых и средних городах. Большинство филиалов осуществляет свою деятельность в арендованных помещениях на базе средних специальных учебных заведений провинциальных городов. Это затрудняет проведение специализированных лабораторных работ, предусмотренных учебным планом ряда образовательныхпрограмм, в стенах филиалов.
Во-вторых, низкая обеспеченность образовательного процесса необходимыми библиотечными и информационными ресурсами. Зачастую библиотеки, созданные в филиалах, не располагают достаточным фондом учебной и учебно-методической литературы, а в малых и средних городах, как правило, отсутствуют общедоступные научные библиотеки или научноинформационные библиографические центры. Далеко не во всех филиалах студентам предоставляется открытый доступ к интернет-ресурсам и возможность дополнительных занятий в компьютерных классах, что также негативно сказывается на качестве обучения [1].
1. Макеева М.Е. Совершенствование деятельности вузовских филиалов в регионе: Дисс. ... канд. соц. наук. Кемерово, 2006.
2. Васин С.М. Социально-экономические вопросы совершенствования работы предприятий: фактор человеческих ресурсов. Исследование отрасли региона. Пенза: ПГПУ, 2004. 191 с.
3. Васин С.М., Гамидуллаева Л.А. Методика оценки управления деятельностью бизнес-инкубатора как социальноэкономической системы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 12. С. 79–83.
4. Синявин В.Ю. Эффективность использования фактора заработной платы в инвестиционном менеджменте // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 11. С. 69–72.
5. Бареева И.А. Оценка эффективности функционирования среднего общеобразовательного учреждения с позиции разных категорий работников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 227–234.
6. Паниотто В.А., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях: Монография. Киев, 2003. С. 145.
7. Смирнова Е.И. Алгоритмика, статистика и теория вероятностей [Электронный ресурс]. URL: http://matstats.ru.